Озеленение власти по-дагестански: как лидер единороссов в Госдуме возглавил республику

03/10/2017 - 22:31 (по МСК) Екатерина Селиванова

Президент России Владимир Путин назначил временно исполняющим обязанности главы Дагестана руководителя фракции «Единой России» в Госдуме Владимира Васильева. Это первый случай со времен СССР, когда управлять республикой будет не представитель дагестанской народности.

С 1991 года у Дагестана сменилось четыре руководителя. Среди них были лишь даргинцы и аварцы, причем двое из них были родственниками — это Магомедали Магомедов и Магомедсалам Магомедов, отец и сын. Последним главой Дагестана был Рамзан Абдулатипов, который заявил о желании уйти в отставку меньше недели назад. «Причины отставки — возраст наступил, 71 год уже», — объяснял он сам. «Идет озеленение кадров», — добавлял он в интервью «Комсомольской правде».

Впрочем, СМИ писали о том, что истинная причина — это низкий рейтинг политика. Новому и.о. главы Дагестана Васильеву 68 лет.

Чем известен новый глава Дагестана

После службы в ракетных войсках Васильев начал работать следователем в отделе по борьбе с хищениями социалистической собственности. Около 27 лет он проработал в МВД, но в 1999 году ушел с должности первого заместителя главы ведомства Сергея Степашина и стал заместителем секретаря Совета безопасности Владимира Путина. Впоследствие он был депутатом, главой комитета по безопасности в Госдуме, председателем Тверского регионального отделения «Единой России» и заместителем председателя Госдумы Вячеслава Володина.

Васильев был заместителем начальника оперативного штаба по освобождению заложников при захвате Театрального центра на Дубровке в 2002 году. «Помните, какую цену мы заплатили дорогую, потеряв массу людей? Причем обидно было, ведь операцию провели хорошо, а людей потеряли. А ведь сейчас уже понятно, что это несвоевременное оказание медицинской помощи», — заявил спустя два года Васильев. До этого власти связывали жертвы лишь с действиями террористов. Всего на Дубровке погибли 130 человек.

В конце 2005 года Путину направили открытое письмо, которое в основном подписали бывшие заложники Театрального центра на Дубровке, где выразили недовольство тем, что Васильев был назначен главой думского комитета по безопасности, считая его виновным в гибели заложников.

Руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев, который был депутатом Госдумы от Тверской области в то время, когда «Единую Россию» в регионе представлял Васильев, назвал правильным назначение Васильева. «Он политик федерального уровня, конечно, Путин знает его очень хорошо и доверяет ему», — рассказал Соловьев Дождю.

Зачем Путин послал «варяга»

«Из-за последних глав Дагестана в Кремле произошла полная дискредитация дагестанской политической элиты, дагестанских лидеров, которые могли бы претендовать на управление республикой. Москва увидела чудовищные факты коррупции, финансирование дагестанскими политиками боевиков, коррупции», — считает политолог, сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов. По его мнению, одной из причин назначения человека «извне» является подготовка к президентским выборам.

«Москва наконец-то начала избавляться от иллюзий о том, что Дагестан должен передаваться из рук в руки двумя национальностями — аварцами и даргинцами. И Москва долго пребывала в ловушке этих стереотипов, что если будет нарушена система национального квотирования, то в Дагестане случится какой-то этнополитический конфликт. Это были стереотипы и мифы, которые культивировались самими политическими элитами, чтобы оставаться у власти», — объясняет Курбанов. Он считает, что Путин поступает, как в первые годы советской власти — делает ставку не на национальности, а на своих сторонников, а назначать главами самых проблемных республик именно силовиков федерального уровня, которые сделали у него на глазах карьеру, — это логика самого Путина.

По словам политолога Аббаса Галлямова, население часто с удовольствием встречает «комиссара верховного центра», так как он не повязан местными обстоятельствами и интересами, а также равноудален от всех. «Васильев — это идеальное сочетание качеств для работы федерального политика на Кавказе. Это силовой бэкграунд, его качество переговорщика не только с лояльными. Я хорошо знаю ситуацию с Тверской областью, где элитные группировки соперничали между собой, но он смог стать центром, к которому апеллируют все стороны. У него также есть качество, редкое для нашей "партии власти" — они избирателя в глаза не видели. Васильев, в частности, во время последней думской кампании вел работу в поле, он лично ходил по дворам и не чурался общаться в людьми», — считает политолог. Он называет Дагестан «типичной историей умирающего феодализма и родоплеменного общества».

Будут ли протесты

Назначение прочили многим политикам, гораздо больше связанным с Дагестаном, чем Васильев. Например, одним из кандидатов был первый заместитель директора Росгвардии Сергей Меликов — лезгин по национальности и бывший полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе, а также бывший глава республики Магомедсалам Магомедов, работающий теперь в администрации президента.

Сменить главу региона необходимо было уже несколько лет назад, говорит социолог и специалист по Северному Кавказу Денис Соколов. «Регион очень сложный, поэтому попытка проэкспериментировать с "варягом" — это решение, которое можно назвать единственно возможным и почти беспроигрышным. Ситуация тяжелая экономически, и сейчас очень сложно говорить, что можно ее серьезно улучшить». По словам Соколова, отставка Абдулатипова назрела, так как он не смог контролировать ни экономические, ни политические процессы республики. «Сейчас любое решение, которое изменит ситуацию, которая была при Абдулатипове, будет воспринято с надеждой, хотя она, возможно, не слишком оправдана. Однако протестов среди местного населения не будет», — считает Соколов.

Фото:РИА Новости

Также по теме