Миссия, которая изменит представление о происхождении жизни: первые итоги «Розетты»

30/09/2016 - 20:11 (по МСК) Соня Гройсман

Космический аппарат «Розетта», исследовавший комету Чурюмова-Герасименко, завершил свою 12-летнюю миссию и был уничтожен при запланированном столкновении с ней. «Розетта» стала первым космическим аппаратом, который смог выйти на орбиту кометы, а ее спускаемый аппарат «Филы» совершил первую в истории человечества посадку на комету. Дождь рассказывает о космической миссии, которая, по словам ее руководителя Мэтта Тэйлора, может перевернуть представление о зарождении жизни на Земле.

Путь длиной в десять лет

«Розетта» — это название и миссии, и космического аппарата, разработанного Европейским космическим агентством (ESA) вместе с NASA для исследования кометы. Аппарат состоит из двух частей — собственно зонда «Розетта» и спускаемого модуля «Филы».

Для исследования выбрали комету Чурюмова-Герасименко, которая была открыта в 1969 году Климом Чурюмовым, профессором Киевского университета, и Светланой Герасименко, научным сотрудником Института астрофизики Академии наук Таджикистана.

«Розетту» запустили 2 марта 2004 года с космодрома Куру во Франции. Задача зонда заключалась в том, чтобы приблизиться к комете и запустить к ней модуль «Филы» для сбора проб почвы. Путь до цели занял у «Розетты» почти десять лет, из которых два с половиной года она была погружена в сон — с 2011 по 2013 год с ней не было никакой связи.

За время полета аппарат для экономии топлива совершил четыре гравитационных маневра около Земли и Марса и встретился с двумя астероидами. Пролетая мимо них, «Розетта» продолжала собирать данные, в частности, с ее помощью была получена информация о магнитном поле Марса.

Снимки кометы Чурюмова-Герасименко, сделанные «Розеттой» Фото: ESA-Rosetta

«Филы» отсоединяется от «Розетты» / рисунок: ESA/ATG medialab

Посадка аппарата «Филы» и первые итоги

В октябре 2014 года «Розетте» удалось выйти на орбиту вокруг кометы Чурюмова-Герасименко, а 12 ноября того же года произошла первая в истории человечества посадка спускаемого аппарата на поверхность кометы. Из-за неудачной посадки — гарпуны не смогли зацепиться за комету — модуль проработал лишь несколько суток, после чего 15 ноября его перевели в режим сна. Перед падением он успел передать множество данных о составе и происхождении комет. Некоторые из них уже проанализированы учеными и послужили основой для научных исследований. Например, в декабре 2014 года в журнале Science вышла статья о том, что результаты «Розетты» опровергают теорию кометного происхождения воды на Земле. В январе 2015 весь номер Science был посвящен находкам зонда «Филы».

После спуска зонда «Розетта» продолжила миссию и отправляла снимкки поверхности кометы и даже сфотографировала модуль «Филы», оставшийся на ее поверхности.

Зонд «Филы» на поверхности кометы / фото: ESA/Rosetta/NavCam – CC BY-SA IGO 3.0

За это время аппарат прислал снимки, которые позволили узнать детали строения и происхождения кометы. Эти данные позволили определить возраст небесного тела — комета оказалась ровесницей Солнечной системы.

Более того, полученная информация поможет ученым приблизиться к ответу на вопрос, как выглядела ранняя Солнечная система, как зародилась жизнь на Земле и какую роль в этом могли играть кометы. Одним из первых и самых важных открытий «Розетты» стали замеры изотопного состава воды в материи кометы Чурюмова-Герасименко, которые помогут узнать, происхождение воды на Земле.

«Также как и «Розеттский камень», в честь которого названа миссия, позволил расшифровать древние иероглифы, так и находки космического аппарата «Розетта» изменят наше представление о том, как формировалась Солнечная система», — сказал руководитель проекта Мэтт Тэйлор.

Мультфильм ESA о миссии «Розетта»

В сентябре ESA решило завершить миссию «Розетты», так как аппарат, работающий на солнечных батареях, приближался к границе Солнечной системы и больше не мог заряжаться.

На изучение данных, полученных в ходе операции, уйдут десятилетия.

Соня Гройсман