Владимир Милов: «За убийством стояли более организованные силы»

Подробный разбор расследования дела Немцова
21/01/2016 - 14:45 (по МСК)

Политик Владимир Милов опубликовал в своем блоге пост, в котором усомнился в официальной версии убийства Бориса Немцова и указал на нестыковки в ней.

Фото: Павел Головкин / Associated Press

Борис Немцов был убит 27 февраля в центре Москвы. «Будет сделано все, чтобы организаторы и исполнители подлого и циничного убийства понесли заслуженное наказание», — написал на следующий день после убийства в телеграмме матери Немцова президент Владимир Путин. В апреле на «прямой линии» президент сказал, что не знает, удастся ли следствию установить заказчиков убийства. На расследование были брошены председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин, министр внутренних дел Владимир Колокольцев и директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников.

Ну вот, в связи с подготовкой к передаче дела об убийстве Бориса Немцова в суд можно уже констатировать некоторые крайне неприятные для властей вещи по итогам этого расследования. Помимо того, что власти уклонились от поиска заказчиков убийства и предъявления обвинений организаторам (РБК пишет, что следователи дважды пытались предъявить обвинения Руслану Геремееву, но эти попытки завернул лично Бастрыкин, отказавшийся подписывать эти документы).

После убийства Бориса Немцова я публиковал здесь некоторые свои соображения по поводу расследования, которые, на мой взгляд, явно дают понять, что в этой ситуации не обошлось без участия российских спецслужб. Более того, я даже официально обращался в ФСБ и ФСО с 12 конкретными вопросами по обстоятельствам убийства, позволяющими допускать участие спецслужб в этом деле, и даже получил ответы (всю эту переписку можно найти здесь).

Подводя некоторый итог расследования, можно сказать, что, помимо упорного нежелания властей заниматься поимкой реальных организаторов убийства, в деле остались три ключевые несуразности, которые явно дают понять, что дело нечисто.

1) В деле так и не появилось даже намека на внятный мотив убийства. Показания обвиняемых по поводу того, какие именно действия и высказывания Немцова их «оскорбили» и побудили убить политика, представляют из себя «полную околесицу». Организаторам убийства и тем во власти, кто их покрывает, вообще не удалось сформировать никакой хотя бы отдаленно убедительной картины мотива убийства. Это полный провал организаторов и покрывающих их спецслужб. 

2) Необъяснимая ситуация с наружным наблюдением за Немцовым. Как можно понять, в материалах дела официально признано, что вооруженные чеченцы следили за Немцовым полгода, с сентября 2014 года. При этом то, что за Немцовым велось интенсивное наружное наблюдение сотрудниками российских спецслужб (в особенности в преддверии крупных протестных акций оппозиции) — установленный факт, Немцов многократно жаловался на назойливую слежку за ним со стороны сотрудников спецслужб. И вот, получается, нам хотят сказать, что за полгода слежки за Немцовым со стороны неустановленных лиц никто из оперативников спецслужб, занятых наружным наблюдением за Борисом, не заметил, что параллельно за ним еще кто-то ведет слежку, и не предпринял никаких мер по этому поводу? Это несерьезный разговор. Этот момент был один из ключевых, получивших отражение в моем обращении в ФСБ по поводу убийства, и это, на мой взгляд, самое слабое место в официальной версии помимо отсутствия мотива —  как так получилось, что следившие полгода за Немцовым вооруженные чеченцы не были обнаружены параллельно ведущими наружное наблюдение сотрудниками спецслужб (или были обнаружены, но меры в их отношении не были приняты, хотя любому наблюдателю сразу стало бы ясно, что это не нашисты за Немцовым следят с целью зелёнкой его облить).

3) Полностью неправдоподобная история с дислокацией автомобиля убийц под Большим Москворецким мостом. Вся версия «Мы увидели как Немцов выходит из кафе — сразу подъехали к мосту — встали под мостом — дождались его» исключительно слабая. (а) Еще раз повторю, путь от кафе Bosco Bar до Большого Москворецкого моста слишком короток (несколько минут, вы сами можете пройти), чтобы за это время можно было передислоцировать автомобиль в это труднодоступное место, куда можно проехать только ограниченным количеством маршрутов и где много светофоров. Т.е. машина скорее всего заранее ждала под мостом, т.е. преступникам скорее всего был заранее известен маршрут Немцова через мост, что можно было вычислить только путем аудиопрослушки, которую в районе Красной площади никто кроме спецслужб не может вести (я также задавал вопрос об аудиопрослушке в своем письме в ФСБ). (б) Под этим мостом в том месте, где должна была стоять машина, чтобы потом выехать на мост в сторону Ордынки, нельзя стоять, убедитесь сами:

Одна полоса, стоянка, огороженная бетонными блоками и со шлагбаумом, никто там просто так не может остановиться и ждать. И постоянно дежурит хотя бы одна патрульная машина, вот тут на фото видна, обведена красным:

То есть грубо говоря, чеченцам намеренно дали в этом месте остановиться. Вся эта сказка про «чеченцы дожидались Немцова под мостом» — для обывателей, которым некогда или не хочется вникать в детали. На практике на этом месте машина с вооруженным чеченцами просто не может стоять и «дожидаться». (А перед выездом из-под моста там светофор и обычно интенсивное движение.) 

Более того, у меня имеются данные, что в материалах дела фигурирует некая полицейская машина, которая прежде стояла под Большим Москворецким мостом на месте, куда потом предположительно встала машина с чеченцами, однако потом эта полицейская машина отъехала, фактически уступив место автомобилю с убийцами. Мы предпримем меры по выяснению этого обстоятельства. Отмечу еще раз, в районе Васильевского спуска и Большого Москворецкого моста обычно имеет место очень интенсивное патрулирование, в том числе сотрудниками полицейских машин. Представить себе, что полицейская машина вдруг совершенно случайно покидает пост, и тут совершенно случайно ее место занимает машина с вооруженными чеченцами-убийцами — ну это чистая фантастика. 

В совокупности все эти факторы — отказ искать организаторов убийства, полная чехарда с мотивом убийства, полная неясность в вопросе о наружном наблюдении, невнятные объяснения по дислокации машины убийц под мостом — четко дают понять, что за убийством стояли более организованные силы, чем просто группа вооруженных чеченцев.

*** 

Из не совсем понятных мне обстоятельств убийства: в материалах дела стабильно фигурирует момент (много раз упоминавшийся в СМИ), что якобы в день убийства чеченцы ждали Немцова у его дома на Ордынке весь день и уже хотели уезжать, но вдруг в 21.45 он заехал на машине домой, потом вместе со спутницей доехал до Большого Москворецкого моста и дальше пошел в ГУМ пешком (например, это описано здесь). 

Вместе с тем, все знают, что у Немцова с 20.00 до 21.00 был эфир на Эхе Москвы, который оказался его последним эфиром. В этой связи возникает простой вопрос: чеченцы что, настолько тупые (не исключено, но они же вроде мониторили там интернет, передвижения Немцова, он сам свой эфир в интернете анонсировал), что не знали, где он находился между 20 и 21 часами? Или все это просто похоже на то, что им дали команду сидеть у его дома и не дергаться, а потом, когда стало нужно, дали команду передислоцироваться под мост на основе данных аудиопрослушки? Не знаю, тут не берусь судить, но вот этот момент «ожидали у дома и вдруг увидели его машину» на фоне широко известного факта о его нахождении на «Эхе Москвы» очень странно выглядит.

Резюмируя:

Я полностью исключаю, что убийство было совершено кем-то в рамках «самодеятельности». Нити от убийц явно ведут к руководству Чечни, а руководство Чечни четко понимает в нынешней системе, что такое субординация, и что Немцов — на 100% юрисдикция «папы», то есть Путина. Всё можно представить себе, но не такой грех, как грубое нарушение субординации по отношению к «папе» в нынешней системе.

«Папа» отплатил сполна, полностью прикрыв организаторов убийства и повесив все на исполнителей. Тут всё четко ясно спустя год.

Следователи по делу об убийстве Немцова технично сосредоточились на поимке убийц по имеющимся уликам и формировании «удобной» для федеральных властей версии «самодеятельности», но полностью проигнорировали массово торчащие из дела уши причастности российских спецслужб. Никакие признаки этого, массово имеющиеся в наличии, не были проверены и оценены.

Зачем это Путину, я уже подробно объяснял в конце вот этого поста. У Путина, в отличие от «высокопоставленных силовиков» и даже того же Кадырова, было на несколько порядков больше мотивов убить Немцова, причем очень конкретных мотивов.

Через год мы наблюдаем, как той части либеральной интеллигенции и оппозиции, которая не испугалась, посылают новую «черную метку» в виде грозных выступлений Кадырова и его псов, которые настолько явно получают публичное одобрение Кремля, что тут даже комментариев не надо по поводу того, от кого инициатива такой «черной метки» исходит.

Пунктуация и орфография автора сохранены.

Также по теме
    Другие новости
    В МВД заявили, что задержанный в Дагестане глава МЧС Чечни несколько раз ударил полицейских Вчера в 23:52 Russian Field: более половины россиян хотели бы вернуть смертную казнь Вчера в 23:49 Заключенные колонии для пожизненно осужденных «Черный дельфин» заявили о пытках Вчера в 23:50 Российские войска нанесли удар по телевышке в Харькове Вчера в 23:50 Суд оставил в силе решение об аресте журналистки SotaVision Антонины Фаворской Вчера в 15:44 Москвича осудили на пять лет принудительных работ за участие в уличном опросе «Радио Свобода» Вчера в 15:43 Бывший куратор «Синего кита», осужденный за склонение к суициду, проводит патриотические уроки для школьников Вчера в 15:34 Издательство АСТ прекратило продажи романа Сорокина «Наследие» Вчера в 15:32 В зону наводнения в Курганской области попали старые урановые шахты Вчера в 13:10 Москвичу запросили 5,5 лет колонии по статье о военных «фейках», поводом стало участие в уличном опросе Вчера в 13:09