«Наше спасение — в вовлеченности в мир»

Кудрин и Мамут о том, как слезть с «нефтяной иглы»
08/09/2015 - 23:18 (по МСК)

В среду, 8 сентября, на территории Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» прошла публичная дискуссия председателя попечительского совета института Александра Мамута и бывшего министра финансов России Алексея Кудрина. Темой обсуждения были перспективы инвестиций в человеческий капитал, который может влиять на темпы роста экономики в том время, пока Россия все еще «сидит на нефтяной игле». Мы отобрали самые главные цитаты спикеров.

Кадр из трансляции / «Афиша»

Алексей Кудрин:

— Я понимаю, что культурный код, культурная среда, история являются нашим величайшим достоянием. C другой стороны, в нем зашиты наши проблемы и противоречия. Тем не менее, спасение наше может быть как раз в нашей вовлеченности в мир. Я остался неудовлетворенным после вопроса, должны ли мы любить родину или мир. Здесь нельзя так прямо ответить, мне все равно ближе то, что вокруг меня. Но, в общем, мы сегодня в глобальном мире. И мы перенимаем все то, что мир создал.

— Что нам можно сделать, несмотря на агрессивную пропаганду, агрессивное телевидение? Возможности современных молодых людей, которые желают современно мыслить, очень серьезные. Страна открытая вообще-то. Страна наша сейчас открыта. Это самое главное. Это вообще самая главная ценность сейчас, дай бог, чтобы так и осталось. Интернет открыт. Сейчас, конечно, есть вопросы контроля за интернетом. Это дает такие возможности, которых в Советском Союзе не было. 

— Создание инноваций — это то, что делает страну конкурентоспособной. Россия, к примеру, вкладывает в инновации больше со стороны государства, чем многие страны — Япония или Великобритания. Вкладываем 2-3% ВВП. Но почему те страны оказываются успешнее? У них бизнес вкладывает в инновации в три-четыре раза больше, чем государство. А у нас меньше. Мы находимся на восьмом-девятом месте по объему вложения. В России, например, было вложено 40 миллиардов долларов в инновации. США впереди, у них в районе 450 миллиардов долларов. Мы никогда не сможем создать всю линейку лучших продуктов. 

— (Студенты) у нас боятся быть политических неполиткорректными: как на это посмотрят. Культура дискуссии, критического мышления у нас мала. Россия должна быть более свободной для студентов. Даже для школьников. Я считаю, что тема с созданием единых учебников мешает этому. Должны быть общественные профессиональные советы, которые их принимают. 

— Помните, группа лучших ученых писала «Стратегию-2020»? Они ее написали, но она осталась под сукном. Сейчас правительство начало работу над «Стратегией-2030». На первой же встрече обсуждают, под кого ее пишут. Я серьезно считаю важным тот факт, что политический или оппозиционный лидер смог озвучить задачи или смог бы их реализовать. Когда я уходил из правительства, я понял, что выбранная модель власти отказывается от модернизационной программы, стратегии. 

Александр Мамут:

— Зачастую вопросы инвестиций в человеческий капитал находятся на периферии общественных интересов и государственного участия. В тот момент, когда будет достигнут общий консенсус, что инвестиции в человеческий капитал, инвестиции в каждого конкретного человека должны быть общественным приоритетом, с этого момента можно говорить о том, что должна развиваться инфраструктура, школы, институты, то есть среда, где мы должны заниматься главным — производством человека. 

— Меняется московская жизнь, она становится более гуманной, более человекоцентричной. Постепенно приоритетом становится жизнь обычного москвича, семьи, их повседневных дел. Устройство повседневности — это чрезвычайно важное, но сложное дело. Это благоустройство поведения, привычки, уклада. 

— Не было чуда в Южной Корее, не было чуда в Сингапуре. Это стало чудом после того, как 30 лет они долбили в одну точку. После того, как они выдолбили изменения массовой ментальности, после этого сказали: «О, чудо!» Тридцать-сорок лет их водили по пустыне, пока из них Египет не вышел. 

Также по теме
    Другие новости
    Минздрав предлагает назначать детям с аутизмом галоперидол. Министерство игнорирует научный подход, считают эксперты Сегодня в 20:28 У матери чеченских оппозиционеров Заремы Мусаевой ухудшилось здоровье в колонии, она попала в больницу Сегодня в 20:27 В России на 14,3% снизилось производство бензина на фоне атак беспилотников на нефтяные объекты Сегодня в 20:26 Суд арестовал уфимскую активистку и журналистку RusNews Ольгу Комлеву Сегодня в 19:53 Выступившая в оккупированном Мелитополе группа «Комсомольск» объявила, что больше не будет играть концерты Сегодня в 19:52 СК заявил о задержании «участника схемы финансирования» теракта в «Крокусе». Террористы якобы получали деньги из Украины Сегодня в 19:51 Азата Мифтахова приговорили к четырем годам колонии строгого режима по делу об «оправдании терроризма» Сегодня в 19:49 В аннексированном Севастополе упал военный самолет Сегодня в 19:47 «Агентство»: на трех аварийных лестницах «Крокуса» во время теракта были закрыты входы или выходы Сегодня в 19:46 «Яндекс Музыка» заблокировала страницу белорусского артиста Ap$ent — автора трека «Можно я с тобой» Сегодня в 12:40