Кто бьётся за «Русское радио». Пять ответов.

И тексты писем Владимира Киселёва и поп-звезд в администрацию президента
Новости
30 июля 2015
5 408
0
Поделиться

Ровно месяц пресса обсуждает судьбу одного из главных медиахолдингов — «Русской медиагруппы» (РМГ), которая владеет «Русским радио», «Хит FM», радио Maximum, DFM, Monte Carlo и музыкальным телеканалом Ru.TV. На его базе хотят создать патриотический «инкубатор» для выращивания идеологически правильных поп-звезд. Нынешний глава холдинга, а также популярные артисты и продюсеры — категорически против. Что это — бизнес-конфликт или борьба идей? Корреспондент Дождя Когершын Сагиева разобралась в запутанной истории и ответила на главные вопросы.

1. Кто, когда и кому продает «Русскую медиагруппу»?

Первого июля «Ведомости» сообщили, что акционеры РМГ (ИФД «Капиталъ» Вагита Алекперова и Леонида Федуна, владеет 78%) «достигли принципиальной договоренности» о продаже пакета ее акций федеральному государственному унитарному предприятию «Госконцерт». Вся РМГ может быть оценена в 6-7 млрд руб.

Федеральная антимонопольная служба уже разрешила «Госконцерту» приобрести 100% группы.

2. «Инкубатор по производству отечественных суперзвезд». При чем здесь продюсер «Землян»

Основатель фонда «Федерация» и продюсер группы «Земляне» Владимир Киселев совместно с председателем совета директоров «Русской медиагруппы» Ольгой Плаксиной предложил президенту Владимиру Путину создать на основе ресурсов РМГ патриотический музыкальный медиахолдинг, главным координационным центром они хотят сделать «Госконцерт». Холдинг в этом случае мог бы стать фабрикой патриотических звезд.

«Суть нашего предложения состоит в том, чтобы на базе телеканалов и радиостанций „Русской медиагруппы“ создать своего рода инкубатор по производству отечественных суперзвезд и для проведения совместных с известными актерами и спортсменами массовых зрелищных мероприятий для самой широкой зрительской аудитории. <…> В связи с непредсказуемостью развития внешнеполитической ситуации делать ставку на привлечение зарубежных артистов, используя их влияние на массы, очень ненадежно. <…> Было бы дальновиднее взрастить собственных артистов, которые могли бы собирать многотысячные залы (таких сейчас в России нет). <…> Одним из важных элементов предлагаемого Вашему вниманию проекта является наличие базовой площадки — своего рода космодрома для запуска мероприятий. <…> Таким местом мог бы стать дворец спорта „Тушино“. <…> В качестве главного координационного центра мы видим ФГУП „Госконцерт“», — сказано в обращении.

О предложении Путину писали газеты «Ведомости» и «Коммерсант», позднее Владимир Киселев подтвердил Дождю факт существования письма и попросил опубликовать копию документа, чтобы «исключить разночтения» (1, 2).

«Все не так поняли письмо. В нем говорится, что создается концертное агентство на базе КЗ Тушино „Госконцерт“ при поддержке (акцент на слове „поддержка“) пяти радиостанций и телеканалов центр по продвижению патриотической песни, что является абсолютно нормальным — как гражданское кино, например, Госкино. Мы хотим дать возможность молодым артистам быть в эфире радиостанций, хотим их ротировать, и проводит концерты на базе строящегося концертного зала. А гражданская направленность? Конечно она будет! Сами понимаете, в какой стране мы живем», — рассказал он в интервью Дождю.

Письмо «О создании инкубатора по производству отечественных суперзвезд на базе „Русской медиагруппы“ было написано еще в октябре 2014 года. На его копии стоит виза «Володину В.В. Рассмотреть». В интервью Дождю Киселев рассказал, что президент на письмо не отвечал. «Мне пока ответов не было лично от президента. Хоть вы все пишете, что я „друг Путина“, но у меня даже значка ГТО нет. Было расписано письмо Володину и Зинкевичу, которые очень помогли. Мы, например, провели патриотический фестиваль 12 июня, посвященный Дню России. И в дальнейшем надеемся на помощь в реализации патриотических проектов», — сказал он.

3. Почему звезды против продажи «Русского радио»

После того как появилась информация о возможном создании «инкубатора по производству отечественных суперзвезд» на базе РМГ, стало известно о письме крупнейших российских музыкальных продюсеров и популярных исполнителей, в котором они просят Путина «не допустить сомнительной сделки», после которой большая часть музыкальной индустрии не сможет сотрудничать с холдингом.

В письме артистов и продюсеров, копию которого Киселев также передал Дождю (1, 2, 3), говорится, что «покупателем (РМГ — Дождь) объявлен „Госконцерт“, однако в реальности эта организация действует в интересах Киселева — человека с неоднозначной репутацией, который предпринимает попытки захвата холдинга при помощи клеветы и административного давления на акционеров и менеджеров РМГ».

Киселев считает письмо провокацией и утверждает, что никто из тех, которого назвали подписантом обращения, не знает об этом.

«Письма артистов президенту, которое всех вас, извините за обобщение, развело, не существует в природе! Подписанты якобы написали в письме, что они в концертах в Крыму участвовали. Где они участвовали? Их проводил „Госконцерт“ и мой центр продюсерский. На третьей неделе приехал один Расторгуев. А они пишут, что они патриоты!» — негодует он.

Зураб Церетелли, Иосиф Кобзон и Дима Билан в интервью Дождю заявили, что действительно ничего не подписывали, но продюсеры Виктор Дробыш и Иосиф Пригожин подтвердили факт существования документа.

«А кто отказывается? Кобзон, наверное, забыл, а Билан — не знаю. Это было без фактической подписи. Согласен-согласен. Я согласен!» — заявил Дождю Виктор Дробыш.

«Это консолидированное мнение всего музыкального сообщества. Ведь письмо деятелей культуры — это реакция на письмо Владимира Киселева президенту, — пояснил Иосиф Пригожин. — Если „Русская медиагруппа“ является частной компанией, ты идешь в банк, берешь деньги, договариваешься, и покупаешь — и точка. При чем здесь президент? Если ты хочешь, чтобы она была патриотичной, тогда ты ее купишь — и делай из нее что хочешь. Но когда ты сюда вовлекаешь „Госконцерт“ и говоришь, что он будет владеть, и прикрываешься государством и президентом — это похоже на ложь. И меня лично это задевает конкретно».

Ежегодная церемония вручения музыкальной премии «Золотой граммофон», придуманная для продвижения «Русского Радио», проводится с 1995 года. В 2002-м, по данным Forbes, она сама начала приносить прибыль. На фото: Валерия и Иосиф Пригожин

4. Кто возглавит «Русскую медиагруппу»

ИФД «Капиталъ» Вагита Алекперова и Леонида Федуна владеет 78% «Русской медиагруппы», еще 22% — у генерального директора Сергея Кожевникова.

После появления двух писем президенту (Владимира Киселева и артистов) Сергей Кожевников заявил в эфире Дождя, что сделает все, чтобы сделка по продаже холдинга «Госконцерту» не состоялась.

«Никакой „крыши“ сверху у него (Киселева) нет, это практически рейдерский захват. В этой ситуации сделка не рыночная, поэтому я категорически выступаю против нее. У меня есть преимущественное право, чтобы блокировать сделку. Технически у меня такая возможность есть».

Через несколько часов после этого заявления стало известно, что Кожевников может покинуть свой пост. В повестку совета директоров РМГ внесен вопрос о переизбрании генерального директора, в числе кандидатов — один из основателей «Русского радио» Сергей Архипов. Занять этот пост ему предложил лично Леонид Федун.

Позже стало известно, что Сергей Архипов согласился стать новым генеральным директором РМГ, окончательное решение будет принимать совет директоров, который состоится в конце августа . В интервью Дождю он рассказал, что в случае избрания, в первую очередь — откажется от «унизительной» платной ротации (по его данным, за то, чтобы поставить песню в эфир на месяц, нужно заплатить 60 тысяч евро) и сделает приоритетом «раскрутку» молодых артистов, которым это не по карману. 

Однако ныненшний гендиректор Сергей Кожевников находится в отпуске до октября, поэтому в ближайшие два месяца, по его словам, гендиректора холдинга не смогут сменить технически. Кожевников считает, что кандидатура Архипова выдвинута «для отвода глаз». По его данным, новым гендиректором станет Сергей Бунин, гендиректор «Госконцерта».

***

Сергей Архипов и Сергей Кожевников создали «Русское радио» в 1995 году. Через несколько лет оно приросло еще несколькими станциями, и с начала 2000-х все объединение стало называться «Русская медиагруппа».

В 2007-м президент РМГ Архипов ушел из холдинга и продал свою долю. Причиной называли разногласия между двумя топ-менеджерами и новым на тот момент акционером холдинга «Лукойлом» — от финансов до управления.

5. Что все это значит?

Источники Дождя на медийном рынке сходятся во мнении, что «Русская медиагруппа» — ценнейший актив, а интерес «Госконцерта» к холдингу связан исключительно с желанием заработать.

«При правильном менеджменте стоимость этой компании можно поднять вдвое даже при кризисной ситуации, где мы сейчас находимся. С точки зрения информационной — что, у государства мало идеологических площадок? Возьмите любой телеканал! Это бизнес, 100%. Потому что „Госконцерт“ не зарабатывает денег никаких, и РМГ будет очень хорошее подспорье, прибавка к пенсии», — говорит Сергей Архипов. 

Появление Владимира Киселева в бизнес-истории с его идеей создать «инкубатор по производству отечественных супер-звезд» на базе «Русской медиагруппы» — не что иное, как попытка вовремя захватить власть, считают сразу несколько участников рынка. По слухам, у Киселева был личный конфликт с руководством РМГ. Написав письмо в администрацию президента, он решил использовать личные связи, чтобы получить доступ к ресурсам холдинга.

Киселев отрицает свое отношение к сделке, но известно, что директор «Госконцерта» Сергей Бунин — давний его партнер («Кремль Медиа»).

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.