«Яндекс» обогнал Google: в России первыми придумали, как подстроить сайты под вкусы пользователей

03/10/2013 - 00:08 (по МСК) Михаил Зыгарь, Лика Кремер
Скоро нельзя будет сказать другу: «Зайди на вот этот сайт, там такая интересная статья». Каждый Интернет ресурс будет меняться в зависимости от вкусов пользователя, который на него заходит. Компания «Яндекс» сегодня представила сервис «Атом», который позволяет менять сайты, подстраиваясь под каждого конкретного человека.

Например, на сайте одного и того же интернет магазина разные пользователи будут видеть на главной странице разные товары в зависимости от их интересов, а на медийных сайтах — разный контент, оптимизированный под конкретного человека. Любит пользователь читать про международные темы – ему покажут именно такие новости.

В студии ДОЖДЯ директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов.

Кремер: Скажите, на основании каких параметров выстраивается и составляется вероятная модель поведения пользователя.

Бакунов: Вероятностная модель пользователя обычно вычисляется по всем данным, которые есть про пользователя. В простейшем случае это как его поисковые запросы, так и на какую рекламу он ходит и кликает, какие сайты он посещает, сколько времени он проводит на той или иной странице и так далее. То есть это анализ именно поведения того, что человек делает в интернете.

Кремер: А если вдруг у меня каким-то образом изменились жизненные обстоятельства и интересы. Я родила ребенка, у  меня все изменилось в жизни. Насколько быстро робот подстраивается под то, что у меня все поменялось?

Бакунов: Есть такая универсальная константа…

Зыгарь: И сможет ли он измениться, потому что тебе по-прежнему будут предлагать… Тебе будет очень трудно найти то, что тебе действительно нужно. Ты будешь писать что-то про детей, а тебе по-прежнему будут… Ты будешь долго копаться.

Бакунов: Это интересное мнение, но на самом деле у нас есть универсальная константа:  мы говорим, что у человека между сменой интересов проходит не 9 месяцев, как в случае с рождением ребенка, а всего 7 секунд. И наша внутренняя норма, по которой мы говорим, что мы должны понять, что человек поменял свои интересы, это 7 секунд. Если у вас интересы меняются медленнее, чем 7 секунд, то мы будем понимать, мы это понимаем уже сейчас.

Кремер: На основании чего?

Бакунов: На основании того, что…

Зыгарь: Это очень красиво звучит…

Бакунов: Это правда, к сожалению.

Зыгарь: Но совершенно непонятно, как это…

Бакунов: Как это работает? Очень просто. На самом деле в тот момент, когда вы начинаете… Когда вы родили ребенка, простите, у вас совершенно меняется модель поведения. Вы начинаете ходить на другие сайты сразу же.

Зыгарь: А как она на эти сайты попадет, если ей все время увеселительные заведения подсовывают? Или кинотеатр я имею в виду, спа-салоны…

Бакунов: Дело в том, что текущая модель, о которой мы говорим, - это история про продукт под названием «Атом» - он никакого отношения к изменению поиска не имеет. Это не поисковая модель. Это модель изменения того, что происходит на сайтах.

Кремер: Грубо говоря, если раньше меня интересовал спорт, и я заходила  на сайт телеканала ДОЖДЬ, и мне в первую очередь показывали спортивные программы, то вот все, у меня изменились за 7 секунд, как вы говорите, интересы, и теперь мне интересно только готовить, как меня система считает?

Бакунов: Если у вас изменилось это реально за 7 секунд, во что я не верю…

Кремер: Я  тоже не верю, поэтому вы сказали про 7 секунд – я сцепилась.

Бакунов: То если в течение дня, например, вы ходили на нетипичные для вас сайты, на сайты про готовку, еще про что-то, то в случае если сайт телеканала ДОЖДЬ решил вступить в программу «Атом», и он адаптировал свой сайт для вас, то вам покажутся именно те блоки, которые вам интересны. То есть про готовку, про детей, еще про что-то. А на самом деле вам покажутся блоки не про готовку, а те блоки, которые больше всего на вашем сайте заинтересовали пользователей, которые смотрели примерно те же сайты, что и вы.

Кремер: Означает ли это, что вы делаете мой мир уже?

Бакунов: Наоборот, шире.

Кремер:  Почему же шире?

Зыгарь: Мне то же самое кажется. Люди таким образом деградируют. Они варятся в собственном соку. Ты привык есть суп? Каждый день будешь есть суп.

Бакунов: Я отвечу обоим сразу. Есть такой термин (то, о чем вы говорите) «замыкание в собственном пузыре» информационном.

Кремер: Это то, что происходит со всеми нами с помощью Facebook.

Бакунов: Да, но эта схема – способ выйти за пределы этого пузыря. Потому что на самом деле он расширяется не до вашей персональной области, а до области интересов всех тех пользователей, которые похожи на вас. Он значительно шире.

Кремер: Но вы все равно делаете меня, таким образом, похожей на какую-то группу. Я, таким образом, из этой группы не могу вырваться уже.

Бакунов: Вы сейчас похожи на группу женщин, которые одеты в синее, голубое, прошу прощения.

Кремер: Так я сейчас переоденусь, и что дальше?

Бакунов: И в тот момент, когда вы переоденетесь, вы пойдете в другую группу, потому что на самом деле для «Атома» не существует никаких групп. Это чисто эмпирическое, существующее в вашей и моей голове. Для программы никаких групп вообще не существует. Это просто пользователь, похожий на других пользователей.

Кремер: Хорошо. Теперь моя любимая тема. Означает ли это, что с помощью этого «Атома» вы будете следить за пользователем? Потому что вам необходимо собирать о пользователе информацию, для того чтобы подстраивать под него разные сайты.

Бакунов: Да и нет. Почему? Потому что в текущей схеме за вами уже следят. Следят все. Постоянно.

Кремер: Эдвард Сноуден мне уже об этом сообщил.

Бакунов: Каждый большой интернет-сервис за вами следит. Следит за тем, как вы себя ведете. С «Атомом» все становится проще, потому что мы, прежде чем запускать эту программу максимально широко, предоставим пользователям возможность четко сказать: «Я не хочу участвовать в программе «Атом», я не хочу, чтобы за мной следили», и так далее.

Кремер: Люди же машинально нажимают все эти галочки.

Бакунов: У нас будет специальное для вас решение. Я не готов прямо сейчас его как-то вам показать на пальцах. У нас есть специальное решение, которое позволит людям понимать, что этот сайт адаптирован персонально для него, и ты можешь прямо отключить эту адаптацию. То есть без этого мы не будем запускать эту программу широко.

Кремер: Если мне лень ее отключать по какой-то причине, или я не осознала, то за мной…

Бакунов: То за вами уже следят.

Кремер: За мной уже следят. Дальше: кто этой информацией может распоряжаться?

Бакунов: Эта информация находится в руках в данном конкретном случае (мы же говорим о программе «Атом») только в руках «Яндекса». «Яндекс» третьим сайтам, например, телеканалу ДОЖДЬ, никакой информации не отдает. Как это выглядит? Сайт телеканала ДОЖДЬ спрашивает у «Яндекса»: «Скажи, пожалуйста, это пользователю предложить A, B или С?» И «Яндекс» ему в рамках программы «Атом» отвечает: «Скорее всего, этому пользователю лучше показать С». При этом никакой информации не отдается. Только гипотеза о том, что вам больше всего, скорее всего, понравится тот или иной материал.

Кремер: А если к вам в «Яндекс» придут добрые работники спецслужб и спросят: «Расскажите нам, пожалуйста, про эту девушку. Нам очень нужно разобраться, что ее интересует, и какие запросы она отправляет, и как под нее подстраиваются…»

Бакунов: Дальше все действует в рамках существующего законодательства.

Кремер: Таким образом, информация обо мне становится больше…

Бакунов: Чтобы вы понимали: технологии, которые нужны для программы «Атом», существуют у каждой большой компании. Они, грубо говоря, в «Яндексе» существуют последние пять лет, наверное. И та информация, о которой вы говорите, и так собирается и в «Яндексе», и в Google, и Facebook, и в огромном количестве других компаний.

Кремер: Это просто новый способ ею пользоваться?

Бакунов: Это способ помочь вам воспользоваться этой информацией. У нас есть такая большая мантра. Мы в «Яндексе» говорим, что даже та информация, которую мы собрали про вас, на самом деле принадлежит вам. Мы единственная поисковая компания в мире, которая позволяет пользователю забрать и сохранить к себе на диск историю ваших поисковых запросов, например. Потому что на самом деле это важная ваша информация.

Зыгарь: Скажите, остальные поисковики тоже пойдут по этому пути?

Бакунов: На самом деле я не знаю. И больше того, это история не про поисковики, а про большие интернет-компании, в первую очередь. И многие из них много что делают для подобных вещей. Наверное, многие из них тоже пойдут этим путем. Возможно, нам просто повезло, и мы наткнулись на эту идею первыми. Но это вопрос исключительно времени.

Другие выпуски