«Я тебя угощу вином, которое ты никогда не пробовал»: выступление Улюкаева, в котором он подробно рассказал о «взятке»

27/11/2017 - 17:06 (по МСК)

В Замоскворецком суде Москвы 27 ноября заслушали показания бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева, обвиняемого в получении взятки в 2 млн долларов. Он рассказал о сувенирах от Игоря Сечина, обещании отблагодарить не только колбасками, но и вином, а также о намеках главы «Роснефти» на госнаграду.

Фото:  Геннадий Гуляев / Коммерсантъ

Позиция Улюкаева по приватизации

На заседании Улюкаев рассказал, что Минэкономразвития получило три заключения по поводу возможной приватизации «Башнефти» «Роснефтью»: от Росимущества, Минэнерго и ВТБ Капитал, который был агентом правительства по приватизации. Экс-министр отметил, что выводы, которые содержались во всех направленных заключениях, были противоположны. К примеру, министерство энергетики считало, что участие «Роснефти» как компании, которая косвенно контролируется государством, в приватизации имущества, которое находится в федеральной собственности, нецелесообразно. А Росимущество и ВТБ Капитал пришли к выводу, что законодательных ограничений участия «Роснефти» в приватизации «Башнефти» нет.

«Как специалист в экономике я считал и сейчас считаю, что в приватизации государственного имущества участие компаний прямо или косвенно контролируемых государством нецелесообразно. Это не соответствует духу приватизации», — рассказал Улюкаев. На вопрос судьи о том, зачем у него как у министра возникла необходимость публично до принятия решения правительства излагать свою точку зрения, Улюкаев ответил, что «это общераспространенная практика: коммуникация представителя министерств и ведомств с представителями журналистского сообщества».

Улюкаев также добавил, что не понимает, зачем «Роснефть» обращалась по вопросу приватизации к президенту, хотя компания была официально уведомлена представителями ВТБ Капитала, что включена в список инвесторов наряду с другими. Он подчеркнул, что «Роснефть» не принадлежит прямо государству, в связи с этим ни о каких отрицательных заключениях, как и о положительных, от Минэкономразвития речь идти не могла. Он назвал слова Сечина о том, что ведомство могло влиять на ситуацию с приватизацией, «ложным оговором».

Переговоры с Сечиным

На вопрос, проводил ли экс-министр в процессе приватизации личные переговоры с Сечиным, тот ответил, что не обсуждал с Сечиным эти вопросы до самого совершения сделки. Впервые обсуждение произошло в середине октября 2016 года на саммите БРИКС в Гоа (Индия) на территории отеля, где проходили переговоры. Улюкаев вспомнил, что во время пауз, когда он сидел вместе с членами российской делегации и разбирал документы, он увидел президента правления ВТБ Андрея Костина и главу «Роснефти» Игоря Сечина, которые играли в бильярд.

«К ним подходят разные люди, приветствуют, я тоже решил подойти. У нас состоялся короткий разговор, все были в хорошем приподнятом настроении. Сечин отметил, что хорошо поработали по приватизации ПАО „Башнефть“, мы просто молодцы», — рассказал судье Улюкаев. Он также рассказал о том, что Сечин «покручивал дырочки в лацкане пиджака, намекая на государственную награду». После этого, по словам Улюкаева, Сечин сказал: «Я тебя угощу вином, которое ты никогда в жизни не пробовал, мы должны отметить такую хорошую работу». Сам Улюкаев сказал, что еще осталось слишком много нерешенных вопросов.

После Гоа

Свой визит в «Роснефть» 15 ноября Улюкаев объяснил тем, что им с Сечиным необходимо было обсудить грядущую сделку. Он добавил, что раньше Сечин приезжал к нему сам, поэтому теперь он посчитал, что вежливо будет согласиться на условия Сечина. Накануне визита Сечин звонил Улюкаеву «в хорошем настроении».

Когда Улюкаев приехал, Сечин ждал его у гаражного бокса перед офисом «Роснефти». Перед тем, как войти внутрь, Сечин отдал Улюкаеву сумку со словами: «Вот, бери». «Я не сомневался, что там находится вино. Я открыл багажник, положил сумку, далее мы прошли с Сечиным в помещение. Там он достал буклет компании, стал рассказывать мне общие сведения о налоговой нагрузке», — рассказал экс-министр.

Подробности задержания

Улюкаев рассказал, что не понимал, что его задерживают. «От нас потребовали показать руки, посветили прибором, потом обработали руки препаратом и на руках появились зеленые пятна. Ни мне, ни водителю не разъясняли, что это за действия, и почему они осуществляются», — объяснил он суду. По его словам, он начал понимать, что «визит Сечина, присутствие ФСБ — это была спланированная акция, заранее организованная провокация». Он находился в «Роснефти» не менее 6-7 часов. «В течение этого времени я не мог свободно покинуть не только территорию „Роснефти“, а даже комнату, в которой мы находились. Мне запретили пользоваться телефонной связью. Даже в туалет меня сопровождал сотрудник ФСБ.  Права обратиться к адвокату мне не разъяснили. Мне сказали, что я имею право не свидетельствовать против себя», — рассказал он.

Отношения с Сечиным до сделки по приватизации

На вопрос о том, как он познакомился с Сечиным, Улюкаев ответил, что это произошло в 2000-2001 году. «Взаимоотношения были служебные, наверное», — сказал он. Он отрицал, что они отмечали вместе какие-то праздники, хотя встречались на официальных приемах в Кремле. Сечин дважды дарил Улюкаеву сувениры: сувенир в виде нефтяных вышек и часы, а он дарил ему только открытки. От Сечина экс-министру также приходили подарки ко дню рождения, но они вручались не лично.

 

Также по теме