Ежегодное интервью Дмитрия Медведева: главные тезисы

10/12/2014 - 11:37 (по МСК)

Премьер-министр России Дмитрий Медведев дал интервью журналистам российских телеканалов. Первый канал представляла Ирада Зейналова, ВГТРК — Сергей Брилев, НТВ — Вадим Такменев, а также от телеканала РЕН ТВ вопросы задавала Марианна Макимовская, а от Дождя — Михаил Зыгарь.

Дмитрий Медведев дает интервью телеканалам уже в седьмой раз. С 2008 по 2012 год, когда Медведев занимал пост президента страны, оно называлось «Итоги года с Президентом России».

Тезисы 2014:

— Мы не выходили из кризиса 2008 года в полном объеме. Кризисные явления в экономике оставались. По итогам года у нас будет прирост ВВП. У нас наметился рост инфляции (она составит более 9%). Но даже несмотря на то, что происходит, мы смогли обеспечить тот результат, к которому стремились — к сбалансированной бюджетной системе.

— Нельзя сказать, что падание рубля было спровоцировано одной силой. Очевидно, что на состояние с курсом рубля влияет ряд факторов. В первую очередь — это цены на нефть. Если цена на нефть изменилась в два раза, то это и привело к ослаблению рубля. Второй пункт — это существующее на Россию внешнее воздействие. Санкции создают определенные ожидания, которые влияют на настроения компаний и обычных граждан.

— Девальвация не может быть кому-то однозначно выгодна, это просто данность. Очевидно, что уменьшается количество импортных товаров, снижается покупательная способность. Хотя есть и позитивные моменты — экспортеры получают большее количество рублей, они могут покупать новую продукцию, что расширяет нашу экономику. Существенное ослабление курса рубля для нашей экономики невыгодно. Рубль, как говорят эксперты, избыточно переослаблен.

— Мы будем индексировать пенсии, бюджетников. Коммерческим сектором должны заниматься сами работодатели.

— Я храню свои деньги в рублях, зарплату тоже получаю в них. Изменение курса рубля сказывается и на тех средствах, что я получаю. Мы находимся в одной лодке.

— Никто никогда не делал выводов, что санкции – это повод для лучшего развития. Мы все понимали, что санкции против России, которые принимают вопреки международному праву, вредят нашей экономике. Но из этих неприятных для России решений можно сделать выводы. Очень просто посадить экономику на иглу импорта. Санкции дали возможность подумать об импортозамещении. Санкции никому не выгодны, они никому не нужны и они ничем не заканчиваются. Не мы вводили санкции и не мы должны их отменять.

— Мы никогда не говорили, что вводя ответные ограничительные ответные меры, мы получим российскую продукцию по всем наименованиям. Мы говорили, что этим пора заниматься. Цель была в том, чтобы российские продукты питания появились на наших полках. Полки магазинов в больших городах были заполнены иностранными товарами. У нас на продуктовых полках теперь в основном российские товары. Но это не значит, что нам удалось заместить импортный ассортимент.

— Мы будем добиваться того, чтобы кредитная ставка для аграрного хозяйства была приемлема. Мы будем субсидировать ее.

— Нового производства открыто немало. Если говорить о средних и крупных — то их порядка 300. Они очень разные, я сам посетил примерно десяток новых. Среди них и металлургия, и трубное производство, и фармацевтическая промышленность, и автомобильная. Это целый ряд высокотехнологичных предприятий.

— В нашей экономике накапливаются негативные явления. Но и в экономике Евросоюза тоже. Рост Франции составит 0,5% в 2014 году, экономика Италии, как и ряда других стран, — в рецессии. Экономика Бразилии так же попадет в рецессию. США же чувствуют себя гораздо лучше.

— Зависимость от нефти сформировалась в 1960-70 годы. Тогда мы и сели на нефтяную иглу. В результате мы получили экономику, которая на 50% зависит от углеводородов. Это плохо? Да, это не очень хорошо. В конечном счете, нам с этой нефтяной иглы нужно слезать. Нужно понимать, что для диверсификации требуется значительное время. 40 лет мы жили, когда наша экономика была полностью зависима от нефти.

— Западные рынки денежной ликвидности для нас закрыты. Но в Азии партнеры готовы работать с нашими банками. Рынки денежных средств на Востоке не закрывались. Мы стараемся заимствовать средства там. Однако сегодня мы должны ориентироваться на наши собственные возможности. У нас есть резервы, у нас есть возможности Центрального банка. Мы опираемся также на возможности Фонда национального благосостояния. Иными словами, деньги у нас тоже есть.

— Сколково живет и развивается. Наверное, пока мы не можем говорить, что создали «Кремниевую долину». На территории Сколково действуют тысячи компаний. Это высокотехнологичные стартапы, которые заработали 20 миллиардов рублей за счет собственной деятельности. А в настоящий момент мы создаем Сколковский университет. Очень важно, чтобы деньги, которые вкладываются в подобные проекты, должны быть «дешевыми». Задача развития высокотехнологического сектора в нашей экономике решается. Эта повестка остается в данный момент ведущей.

— Считать, с каждым годом все становится хуже и хуже с малым бизнесом — неправильно. В России действует пять миллионов субъектов малого бизнеса. В стране лишь 25% заняты в секторе малого бизнеса, но этого недостаточно, должно быть 50%. Никаких сборов в таком количестве, о которых пишут — мы не собираемся. За последнее время введен только один сбор — за право торговли на четырех направлениях. Его ввели в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Сбор будут устанавливать сами субъекты федерации. Ничего катастрофического он не означает для малого бизнеса. Давления на малый бизнес не становится больше, но его достаточно. Мы будем принимать все необходимые решения, чтобы для малого бизнеса уменьшилось количество проблем.

— В ситуации с академией наук, задача была не в том, чтобы отреформировать науку. Идея была в том, чтобы отделить управление имуществом от управления научными процессами. Ни в одной стране мира нет такой ситуации. В науке мы ничего не урезаем, наоборот, стараемся дать средства.

— Реформы не могут происходить в пределах Садового кольца, в Кремле или еще где-то. Они должны происходить на Земле. Это нормально, что реформа здравоохранения делается в регионах. Люди получают медицинские услуги именно там. Конечно, методические решения приняты на федеральном уровне. Что касается медиков, то здесь действительно нужно проявлять внимание и такт. В ряде случаев есть переизбыточность медицинского персонала, но это не значит, что люди должны оказаться на улице. Нам нужно выровнять количество и специализацию медиков, которые трудятся в столичной медицине. Но есть и еще одна проблема — коечный фонд. На койки тратятся деньги, но часто не по назначению. Важно, чтобы была оказана важная медицинская помощь. Я думаю, что все накопившиеся проблемы в московском здравоохранении будут решены. Но то, что реформа должна идти в Москве — у меня сомнений нет.

— Идея амнистии капитала нужна для создания нормального инвестиционного климата. Мы не создаем офшоров на территории России. В стране есть регионы с похожими функциями, но все же это не офшоры. У нас будет не хуже, чем в других местах. Должен быть закон, в котором будут ответы на два вопроса — что подлежит амнистированию (деньги или иное задекларированное имущество) и от какой ответственности освобождается то лицо, которое продекларировало свои активы. Лицо, которое ввозит денежные средства на территорию России, может быть не привлечено к уголовной ответственности. Но нам важно, чтобы был ясен источник получения денежных средств.

— Правительство всегда будут критиковать, это нормально. Что касается действующего правительства, то оно состоялось как команда.

— Крым – это не экономическая категория. Когда мы говорим про Крым, т омы понимаем, что это наша история, наша судьба, в какой-то период наша боль. Крым — не просто полуостров, хороший климат, а наша история и наша сегодняшняя судьба. И к тому же, это 2,5 миллиона наших новых жителей. Мы должны привести Крым в порядок, но не за счет других регионов. Мы нашли деньги на это, это специальные деньги, которые выделили под Крым. Они потратятся на реставрацию зданий, ремонт дорог, да и чтобы создать нормальную жизнь. В Крыму очень много чего нужно сделать. Но это не отменяет волю людей, которые хотели вернуться в Россию и сделали это.

— За последние годы Украине мы подарили больше 80 миллилардов долларов на газовых скидках с начала 90-х годов. У страны накопился большой долг, который измеряется миллиардами долларов. И сейчас Украине мы дали скидку, чтобы экономика страны не задохнулась. В настоящий момент страна уже начинает закупать газ по скидочной цене. Но Украина все же должна погасить долг в 3,1 миллиарда долларов.

— С «Южным поток» история печальная. Мы проделали огромный путь, но проект сорвался. Объективно он заморожен и принято решение от него отказаться.

— Я всегда говорил, что Россия — это Европа. Да, Россия отдельная страна со своей культурой и традициями, но все же. Возвращаться на мирный путь развития нет резона, так как мы ни с кем не ссорились. Мы не с кем не ругаемся и мы всегда готовы открыто продолжать отношения и с Европой, и с США.

— Американская администрация ведет себя неадекватно и непредсказуемо. Но мы всегда готовы вернуться к нормальным отношениям, нам не важно даже имя нового президента.

— Телевизионную атмосферу создают журналисты. Если вы считаете, что на телевидении слишком много агрессии, то вы должны выстраивать политику так, чтобы все было спокойнее. Год начался с нашей триумфальной победы на Олимпиаде и Паралимпиаде. А потом начались события в Украине, что отразилось на телевизионной сетке вещания. Да, Украина — это очень важно. Но есть и российские события, о которых забывать нельзя.

— Те идеи, которые заложены в послании президента, носят по экономической природе либеральный характер.

— Год мне запомнился нашими победами на Олимпиаде, для меня это был настоящий человеческий подъем. Кроме этого, год мне запомнился Крымом. Мы всегда считали, что это наша земля. И это важнейшее событие года.

Также по теме
    Другие новости
    В МВД заявили, что задержанный в Дагестане глава МЧС Чечни несколько раз ударил полицейских Вчера в 23:52 Russian Field: более половины россиян хотели бы вернуть смертную казнь Вчера в 23:49 Заключенные колонии для пожизненно осужденных «Черный дельфин» заявили о пытках Вчера в 23:50 Российские войска нанесли удар по телевышке в Харькове Вчера в 23:50 Суд оставил в силе решение об аресте журналистки SotaVision Антонины Фаворской Вчера в 15:44 Москвича осудили на пять лет принудительных работ за участие в уличном опросе «Радио Свобода» Вчера в 15:43 Бывший куратор «Синего кита», осужденный за склонение к суициду, проводит патриотические уроки для школьников Вчера в 15:34 Издательство АСТ прекратило продажи романа Сорокина «Наследие» Вчера в 15:32 В зону наводнения в Курганской области попали старые урановые шахты Вчера в 13:10 Москвичу запросили 5,5 лет колонии по статье о военных «фейках», поводом стало участие в уличном опросе Вчера в 13:09