«Главной жертвой становится все-таки зритель»

Заявление Андрея Кончаловского о «Тангейзере»
31 марта 2015
11 649

Режиссер Андрей Кончаловский в своем фейсбуке прокомментировал скандал вокруг новосибирской постановки «Тангейзера», который уже привел к митингам и отставке директора театра. Приводим текст его заявления целиком.

События, которые разворачиваются вокруг постановки оперы «Тангейзер», являются симптоматичным, знаковым явлением. Мне трудно говорить о постановке, я её не видел, но афиша спектакля, которая, по моему убеждению, должна выражать самое существенное в художественном замысле, говорит сама за себя. У меня нет возражения относительно решения Министерства Культуры о назначении новым директором Новосибирского оперного театра В. Кехмана. Кехман — уважаемый театральный менеджер и, наверное, это назначение правомерно, но меня волнуют более глубокие причины театрального скандала в Новосибирске. 

Нельзя не видеть, что назревает глубочайший разрыв между рядовым зрителем и эстетикой молодых художников, ищущих новые формы. Это происходит не только в изобразительном искусстве, но и в театре. Этот разрыв начался не сегодня, а где-то в начале прошлого века, когда выработалась формула успеха — скандал важнее художественной ценности замысла. Этот разрыв продолжает увеличиваться, а в России он принимает иногда странные, такие уродливые формы, как выставки с иконами в экскрементах или «перфоманс» с прибитыми к брусчатке Красной площади гениталиями. 

Папа Франциск в своем выступлении перед Европейским парламентом в Страсбурге очень проницательно выявил главную причину глобального кризиса Европейской цивилизации: Европа перепутала цели и средства — материальные ценности, деньги, вместо того, чтобы быть только средством, стали целью, подменив человека, но средством же стал человек. 

В искусстве, которое отражает глобальные исторические процессы, эта подмена выражается в том, что «целью» стал успех у критики, скандал, а «средством» - автор произведения, который безжалостно приносится в жертву. Вопиющее пренебрежение к замыслу автора мне видится и в афише «Тангейзера». Но главной жертвой становится все-таки зритель, который, может, в первый раз пришел послушать Вагнера и погрузиться в мир, волновавший великого композитора.

Не исключаю, что решение Минкультуры встретит яростное сопротивление художников, ратующих за свободу творчества. Им я хочу напомнить слова Андре Жида: «Когда искусство теряет свои цепи, оно становится прибежищем химер».

Андрей Кончаловский

 

Другие новости
Пилоты сбившего человека самолета в «Шереметьеве» приняли его за зайца Сегодня в 19:13 В Пензе задержали активистов, которые просили отремонтировать городские памятники Сегодня в 19:02 Росгвардия объяснила закупку автомобилей с лазерными излучателями Сегодня в 19:18 Госдума решила отказаться от осуждения ввода советских войск в Афганистан Сегодня в 18:33 «Санкции превращаются в рутину». В МИД прокомментировали новые ограничения США Сегодня в 18:16 В Москве снесли здание Ховринской больницы Сегодня в 17:45 ТАСС: Кокорин и Мамаев выплатили компенсацию избитому водителю Сегодня в 17:19 Сбербанк сообщил о росте налога на имущество на 13,4% Сегодня в 17:25 Полиция составила три протокола о нарушениях на концерте Хаски в Ростове-на-Дону Сегодня в 17:07 Сотрудника британского университета приговорили к пожизненному сроку в ОАЭ за шпионаж Сегодня в 16:59
Популярное у подписчиков Дождя за неделю