«Главной жертвой становится все-таки зритель»

Заявление Андрея Кончаловского о «Тангейзере»
31 марта 2015
11 641 4

Режиссер Андрей Кончаловский в своем фейсбуке прокомментировал скандал вокруг новосибирской постановки «Тангейзера», который уже привел к митингам и отставке директора театра. Приводим текст его заявления целиком.

События, которые разворачиваются вокруг постановки оперы «Тангейзер», являются симптоматичным, знаковым явлением. Мне трудно говорить о постановке, я её не видел, но афиша спектакля, которая, по моему убеждению, должна выражать самое существенное в художественном замысле, говорит сама за себя. У меня нет возражения относительно решения Министерства Культуры о назначении новым директором Новосибирского оперного театра В. Кехмана. Кехман — уважаемый театральный менеджер и, наверное, это назначение правомерно, но меня волнуют более глубокие причины театрального скандала в Новосибирске. 

Нельзя не видеть, что назревает глубочайший разрыв между рядовым зрителем и эстетикой молодых художников, ищущих новые формы. Это происходит не только в изобразительном искусстве, но и в театре. Этот разрыв начался не сегодня, а где-то в начале прошлого века, когда выработалась формула успеха — скандал важнее художественной ценности замысла. Этот разрыв продолжает увеличиваться, а в России он принимает иногда странные, такие уродливые формы, как выставки с иконами в экскрементах или «перфоманс» с прибитыми к брусчатке Красной площади гениталиями. 

Папа Франциск в своем выступлении перед Европейским парламентом в Страсбурге очень проницательно выявил главную причину глобального кризиса Европейской цивилизации: Европа перепутала цели и средства — материальные ценности, деньги, вместо того, чтобы быть только средством, стали целью, подменив человека, но средством же стал человек. 

В искусстве, которое отражает глобальные исторические процессы, эта подмена выражается в том, что «целью» стал успех у критики, скандал, а «средством» - автор произведения, который безжалостно приносится в жертву. Вопиющее пренебрежение к замыслу автора мне видится и в афише «Тангейзера». Но главной жертвой становится все-таки зритель, который, может, в первый раз пришел послушать Вагнера и погрузиться в мир, волновавший великого композитора.

Не исключаю, что решение Минкультуры встретит яростное сопротивление художников, ратующих за свободу творчества. Им я хочу напомнить слова Андре Жида: «Когда искусство теряет свои цепи, оно становится прибежищем химер».

Андрей Кончаловский

 

Купите подписку
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?
Комментарии (0)

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие новости
«Коммерсантъ» узнал о возможном резком росте цен на машины в 2018 году Сегодня в 03:10 Возле рождественского рынка в Берлине нашли сумки с патронами Сегодня в 02:41 Во Львове умер военный инструктор из США Сегодня в 02:07 РБК узнал о возможном создании расчетного центра при казначействе для защиты от санкций США Сегодня в 01:44 США возобновили выдачу неиммиграционных виз в трех российских городах Сегодня в 01:03 РБК узнал о поручении Кремля превратить выборы президента в праздник Сегодня в 00:37 В Подмосковье погиб призер Олимпиады 1972 года Виктор Потапов Вчера в 23:52 Международный союз биатлонистов ограничил права Союза биатлонистов России Вчера в 23:23 Порошенко поблагодарил жителей Крыма и Донбасса за «непоколебимую веру» в Украину Вчера в 22:55 Навальному и сотням его сторонников пришлось принять участие в «экскурсии» по Калининграду Вчера в 21:00
Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера