Эпоха освещения: лампочки на деревьях за миллиард

19/12/2013 - 20:48 (по МСК)

Расследование Родиона Чепеля о том, сколько стоит, кем производится и как на самом деле выглядит новогодняя московская иллюминация.

Однажды зимой, после заката, в Москве, на Тверском бульваре, появились два гражданина. Первый из них, маленького роста, в утепленной кепке пирожком, показывал на ветви деревьев. Второй росту был не маленького и  не громадного, а просто высокого. От него веяло профицитным бюджетом и федеральным размахом.

Сергей Собянин, мэр Москвы: Добрый день, уважаемые коллеги. В Москве наступил зимний период времени, все меньше дневного света.

И сказал он  – да будет свет. И стал свет. На пешеходных зонах и главных магистралях, площадях и  памятниках Москвы. На полную иллюминацию столицы ушло почти 20 миллиардов рублей. Не хочется верить, что за эти деньги деревья на бульварах просто обмотали проводами.

Иван Корнеев, предприниматель, эксперт по освещению: Сама работа по наматыванию гирлянды на дерево выполнена как наматывание гирлянды на дерево, а не как на создание некоторого декоративного объекта на основе дерева. Тут надо обратить внимание, чтобы по возможности поправили, потому что изолента – это не очень хорошее решение в рамках улицы.

Источник в правительстве рассказал, что к работам по украшению улиц не допускали посторонних: деньги делили три городских департамента – рекламы, культуры и топливно-энергетического хозяйства. При этом деньги на новогоднее оформление, подсветку зданий и дворов и освещение парков в бюджете были, а зимний наряд улиц мэр придумал недавно.

Петр Бирюков, заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства: У Сергея Семеновича появилась идея создать особые красоты в парках, скверах. Автор идеи Сергей Семенович, мы только проводники идеи.

Новый проект по украшению улиц отдали курировать непотопляемому заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. Экс-первый зам еще Лужкова, раньше он отвечал за главную городскую проблему – зимнее тепло. Но в августе городские котельные перешли в ведение «Газпрома». Ему прочили отставку, но не уволили, а поручили особо важное задание – найти денег на свет.

Петр Бирюков, заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства: Мы их не считаем, взяли, сделали, город деньги на это не затрачивает. Удалось привлечь бизнес – это 80% финансирования. Мы предложили: есть желающие, принимайте участие. Организации, предприниматели любят свой город.

В правительстве не смогли предоставить ни одного документа о том, сколько потрачено на оформление улиц и кто делал этот новый свет.

Иван Корнеев, предприниматель, эксперт по освещению: Новаторство было бы, если бы они использовали каким-то другим способом, альтернативным, то есть использовали полноценно дизайн-концепт проекта, когда на дерево не наматывается гирлянда, а дерево становится светящейся конструкцией. Когда подсвечены кроны деревьев, снизу одним цветом динамическим, когда сами ветки являются носителями этих осветительных приборов, и появляются волшебные светящиеся деревья.

Известно, что каждое дерево потребляет мощность в 60 Вт, а один светодиод – 0,06 Вт. Выходит, что на каждом дереве – по 1000 диодов. Один метр такой гирлянды стоит в среднем 100 рублей. Всего на украшение деревьев Москва потратила 6,5 тысяч километров светодиодных гирлянд. Это, по грубым подсчётам, 650 миллионов рублей – на эти деньги можно было бы построить в Подмосковье завод по производству светодиодов.

Иван Корнеев, предприниматель, эксперт по освещению: Основной поставщик подобных вещей – это китайцы, у нас нет в России ни одного завода, который делает гирлянды.

Город всегда украшали по команде. Задолго до того, как в Китае стали штамповать дешевые светодиоды, улицы украшали тканями – в основном красного цвета, с жёлтыми серпом и молотом.

Владимир Черников, руководитель департамента средств массовой информации и рекламы Москвы: Мы всегда отвечали за праздничное оформление. Еще с 1923-го года, когда еще Мосгорреклама, перетяжки-лозунги-флаги. это считалось праздничным оформлением.

Мосгорреклама во всю монетизировала свою монополию – добилась даже того, что с 2003 город не брал с компании аренду. А в 2005 ее поглотила News Outdoor австралийского медиамагната Руперта Мердока. Российским отделением корпорации тогда руководил нынешний депутат-патриот Сергей Железняк.

Владимир Черников, руководитель департамента средств массовой информации и рекламы Москвы: Она была одна, принадлежит «Рус-Аутдору», именно ей принадлежат все перетяжки в городе. Именно поэтому в основе лежало тканевое оформление, это было годами, десятилетиями. мы это поменяли.

Перетяжки запретили, компанию выкупили у Мердока и переименовали в «Рус-Аутдор», а Железняк ушел в Госдуму бороться за нравственность. Вместе с эпохой сменилась и концепция – теперь для украшения используют не ткань, а свет.

Игорь Князев, предприниматель: Раньше были уличные фонари, за которыми не было видно зданий вообще. Венчающая часть здания образует форму золотого света, и если посмотреть на перспективу зданий, то это угадывается.

Игорь Князев – директор одной из четырех компаний, которые занимаются подсветкой зданий. К выборам мэра они закончили оформление садового кольца, которое превратили в золотое. И в буквальном, и в переносном смысле.

Игорь Князев, предприниматель: Дом может стоить и 300 тыс., может и 3 млн. Дома размером с МИД, или с гостиницу Украина могут стоить 40-50 млн, арбатские книжки могут стоить и 100 млн. Количество источников света прямо пропорционально стоимости.

Георгий Боос, политик, предприниматель: В 1993-м году не было открытых конкурсов, не было такого жесткого бюджетирования. Мы в 95-м, 94-м году начали освещать подъезды домов, тоннели, пешеходные переходы и так далее. Сейчас если говорить о госзаказе, это и стадионы, и новые объекты, в том числе олимпийские, это и порты, и железная дорога. Но у нас и база большая, у нас 5 заводов, НИИ, несколько строительно-монтажных компаний.

Первым рынок освещения захватил будущий министр по налогам и сборам и губернатор Калининградской области Георгий Боос. В 1989 он собрал бригаду, которая монтировала освещение под ключ, а в 1995 обороты его предприятия позволили ему перед выборами в Думу подарить по лампочке каждому избирателю в округе. Боос хорошо знает, как лампочки могут вывести в большой свет. Успешно выполняя городской заказ от мэра Лужкова, Георгий Валентинович сделал карьеру федерального политика.

Георгий Боос, политик, предприниматель: Это рынок вообще особенный, он даже всегда шел не по линии деп.энергетики или тогда инженерного обеспечения. Этот рынок носит сезонный характер, к сожалению власть спохватывается в последний момент, я сам работал губернатором, и чиновники начинали действовать в последний момент, несмотря на то, что я им говорил задолго до.

Господряды на уличный свет раздает тот, кто светит – департамент топливно-энергетического хозяйства Москвы. За год работы 33-летний Павел Ливинский потратил на подсветку домов и дворов 17 миллиардов рублей. Загадкой остается только сезонная подсветка – светодиодные деревья и арки на бульварах и в переулках.

Павел Ливинский, руководитель департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы:
Некие меценатствующие бизнесмены приняли участие в финансировании всего проекта, правильно? – Да, внебюджетное финансирование. – А можно раскрыть какие-то цифры? – Затрудняюсь ответить, сколько всего, пока сводной нет, каждый делал свой кусок.

Главным художником проекта себя называет Мария Черняк. На сайте своей компании «Эдлайн» она пишет, что 12 лет работает с правительством Москвы, называет себя главным оформителем мэрии, а свой новый проект – освещением, которое сможет компенсировать прохожим недостаток света зимой.

Мария Черняк: Ведь уровень солнечной инсоляции падает в 7-8 раз, а зимой длительность светового дня в два раза падает. – Но это же не светит. – Они и не должны, для этого существует функциональное освещение.
При этом для оформления конструкций Черняк использованы светодиодные ленты и гирлянды, стоимость которых сильно разнится – от 10 до 200 рублей за метр. Это значит, что закупочные цены могут быть завышены в 20 раз. Украшения от Черняк вдали от парадного Тверского бульвара с наступлением темноты делают деревья похожими на кривые ноги чудовищ. В правительстве упорно отрицают, что Черняк имеет к ним отношение.

Павел Ливинский, руководитель департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы:
Компания «Эдлайн», Мария Черняк, которая являлась генеральным оформителем Москвы, она являлась разработчиком концепции освещения  – это разрабатывалось департаментом, никого ни на конкурсной, ни на бесконкурсной основе не привлекали.

Пока мы наблюдаем за монтажом этих незамысловатых конструкций, оказывается, что монтажники работают на «Эдлайн» – фирму Марии Черняк. Госзакупки подтверждают, что «Эдлайн» выиграл тендер на монтаж у Департамента энергетики. Получается, проектировала и монтировала подсветку компания «Эдлайн», которая уже 12 лет работает с мэрией. 200 млн рублей им оплатили из госбюджета, остальное профинансировали московские предприятия – от Москоллектора до Моссвета.

Если контракт на 200 млн – это только пятая часть, значит весь свет стоил около одного миллиарда рублей. Один миллиард рублей, освоенный старыми знакомыми без открытых конкурсов и отчетности на глазах у всей освещенной Москвы.

Другие выпуски