Почему «Экономика роста» приведет к краху.

Дмитрий Медведев дал ход программе Столыпинского клуба
Заметки
16:39, 4 марта
Поделиться
Ведущие:
Лев Пархоменко

Комментарии

Скрыть

Дмитрий Медведев распорядился начать работу над программой бизнес-омбудсмена Бориса Титова «Экономика роста». Ее предложил Столыпинский клуб, а Титов взял за основу для своей партии «Правое дело». Экономисты критикуют основные тезисы программы, считая, что их реализация усугубит экономический спад.

Одно из предложений доклада — напечатать полтора триллиона рублей и раздать их в виде дешевых кредитов промышленным предприятиям при посредничестве крупных банков. Другими словами, Центробанк должен выдать  кредиты банкам по ставке ниже 6-ти процентов, а те, в свою очередь, должны раздать их бизнесу под 8-12 процентов.

Невозможно будет указывать банкам, какие деньги из выделенных Центробанком тратить, а какие нет: «Такая мягкая кредитная денежная политика не работает, если есть плавающий курс рубля и свободный валютный рынок», — объясняет Алексашенко. Какие-то кредиты банки выдадут, на остальные скупят валюту, считает экономист. Выдавать кредиты под ставку ниже инфляции в 13% нереально, это слишком большой риск для Центробанка.

По словам Алексашенко, идея о том, что можно увеличить денежную массу  и спровоцировать рост экономики  - иллюзия. Российской экономики не нужно столько денег. Статистика показывает, что спрос на денежную массу снижается.

Титов ошибается в своих оценках, считает Сергей Романчук, руководитель операций на валютном и денежном рынке «Металлинвестбанка». Предложение выдавать кредиты определенным организациям на льготных условиях и вовсе будут иметь обратный эффект. «Основной момент, который многим не нравится в этой программе это то, что для стимуляции экономики нужно создать какие-то эксклюзивные условия для некоторых участников, дать им моментальную прибыль. Такие подарки эффективность предприятий не увеличивают», — сказал Романчук в программе «Деньги. Прямая линия».

Прямую линию с Сергеем Романчуком смотрите здесь

Инвестиции в экономику сейчас слишком рискованные, и этот риск объективен, считает директор программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги  Андрей Мовчан. В условиях, когда ни иностранный бизнес, ни отечественный, ни российские граждане не хотят инвестировать в предприятия, государство не должно браться за эту задачу. «Эти деньги уйдут в никуда», – уверен  Мовчан.

Дебаты Андрея Мовчана и Алексея Голубовича смотрите здесь

Авторы доклада считают, что российская экономика может расти на 10% в год. Для этого необходимо отказаться от нынешней политики экономии и начать масштабное стимулирование экономического роста.

Одним из источников этого роста авторы называют «новую индустриализацию»: импортозамещение во многих сферах промышленности, экспорт продуктов военно-промышленного комплекса, химической промышленности и глубокой переработки сырья.

Авторы также указывают на то, что естественные монополии должны покончить с «экономикой сырьевых и финансовых гигантов и монополистов». Еще одно предложение — установить высокие экспортные пошлины на сырье, чтобы стимулировать его потребление внутри страны.

Задумывается и реформа налоговой системы. Сначала с помощью «ударного» пакета льгот стимулировать инвестиции, а затем снизить налоговую нагрузку на производство до уровня развитых стран.

Для обеспечения реформ, авторы доклада предлагают поддерживать заниженный на 10% курс рубля, хотя бы в первые пять лет. Для этого компании-экспортеры должны перечислять свои налоги в бюджет в валюте. А на покупку иностранной валюты и кредиты в ней докладчики предлагают ввести дополнительный налог. Во время кризиса и вовсе — запрещать банкам открывать валютные позиции.

Фото: Коммерсантъ

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.