«Все выходит из-под контроля»: выдержки из дневника Родченкова, опубликованные The New York Times

29/11/2017 - 09:37 (по МСК)

Газета The New York Times опубликовала фрагменты из дневника экс-руководителя московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, ставшего позднее информатором WADA. В записях Родченкова, сделанных в 2014 году, говорится, что он обсуждал подмену проб российских спортсменов перед Олимпиадой в Сочи с представителями Минспорта, включая главу ведомства Виталия Мутко. Газета отмечает, что Международный олимпийский комитет не сомневается в подлинности дневника и в правдивости содержащейся в нем информации. Дождь приводит выдержки из записей Родченкова.

Фото: Михаил Сербин / РИА Новости

В дневнике информатора, помимо Мутко, упоминаются его заместитель Юрий Нагорных, замдиректора Центра спортивной подготовки сборных команд России Ирина Родионова и ее ассистент Алексей Киушкин.

13 января 2014 года

Родченков пишет, что Киушкин принес ему коктейль с тремя видами анаболических стероидов и мартини. Родченков сам создал этот напиток для употребления членами российской сборной во время Олимпиады, а Родионова «готовила его и распространяла среди тренеров и спортсменов», объясняет The New York Times.

«Киушкин пришел с кучей новостей. Он также принес свежий мартини. Я выпил его сразу», — приводит газета выдержку из дневника Родченкова, отмечая, что он регулярно сам принимал предназначенные для спортсменов препараты и фиксировал на себе их действие.

В течение следующей недели по мере приближения Олимпиады в Сочи автор дневника выражает разочарованность тем, что чиновники не представили конкретный план перевозки из Москвы чистых проб мочи спортсменов, которые те собирали в течение нескольких месяцев. Эти пробы Родченков в своих дневниках неоднократно называет главными в «сочинском плане».

29 января 2014 года

«Нет ясного понимания плана, это просто кошмар», — пишет Родченков через день после того, как двое российских спортсменов в Австрии оказываются уличенными в употреблении допинга. «Мутко сходит с ума по поводу биатлона, все выходит из-под контроля и хаотично», — отмечается в дневнике.

1 февраля 2014 года

Родченков пишет, что последовал инструкциям, данным им замминистра Нагорных в сочинской гостинице «Азимут» предыдущим вечером. Он проинспектировал расположенное рядом с его лабораторией здание, контролируемое ФСБ. Туда были доставлены чистые пробы мочи, однако их не отсортировали по виду спорта или именам спортсменов, указывает Родченков. «Там ничего не готово. Я завершил полную инвентаризацию», — говорится в дневнике.

3 февраля 2014 года

Родченков встретился с Мутко и передал ему «список Дюшес» — перечень с десятками имен спортсменов, которые употребляли коктейль с допингом и чьи пробы нужно подменить. На той встрече, согласно записи в дневнике Родченкова, глава Минспорта предложил ему продолжить работу лаборатории в Сочи и после Игр, чтобы экспериментировать там с препаратами для допинга. «Мы говорили обо всех вопросах... Он хочет сохранить Сочи в качестве резервного объекта», — пишет Родченков.

Через пять дней в ходе беседы в гостинице «Азимут» министр вернулся к этой идее, попросив Родченкова составить письменный запрос о том, чтобы работа лаборатории была продолжена, отмечает The New York Times. Родченков выполнил поручение, следует из его дневника.

Дело Лашмановой

8 января 2014 года

Родченкову позвонил замминистра Нагорных и выразил недовольство тем, что ходока Елену Лашманову уличили в употреблении допинга. «Нагорных звонил — он зовет всех на ковер, — рассказывает Родченков. — Я пришел в министерство, ждал Нагорных, мы два часа обсуждали детали подготовки к Сочи».

14 марта 2014 года

Родченков пишет, что говорил по телефону с Мутко, который критиковал его за недостаточные меры по сокрытию использования Лашмановой допинга. 21 апреля 2014 года, согласно дневнику, Родченков спорил с Нагорных о том, стоит ли фальсифицировать информацию, касающуюся Лашмановой. Родченков выступал против этого, так как боялся, что ситуация привлечет внимание к российской лаборатории и поставит под угрозу ее аккредитацию. «Он получил отличный загар в Мексике, — пишет Родченков после встречи с Нагорных. — Я провел полтора часа в споре. Нагорный медленно уступил. Мы договорились встретиться с Мутко к 1.00». Лашманову отстранили от соревнований в июле 2014 года.

Ранее сообщалось, что МОК аннулировал результаты девяти российских спортсменов, принимавших участие в  Играх в Сочи. Их также пожизненно отстранили от Олимпийских игр. Россия вследствие этих решений в общем медальном зачете на играх в Сочи опустилась на шестое место.

В прошлом году были опубликованы результаты расследования комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA) под руководством Ричарда Макларена. В нем говорилось о существовании в России государственной системы поддержки допинга и подмене проб российских атлетов во время Игр в Сочи в 2014 году.

Пятого декабря МОК примет решение о допуске России на зимнюю Олимпиаду в южнокорейском Пхенчхане. По предположению The New York Times, команду могут полностью отстранить от соревнований или предложить спортсменам выступать под нейтральным флагом.

Родченков находится в США с января 2016 года. Его точное место проживания не раскрывают. Накануне Следственный комитет заявил, что  Родченков мог создать ложные доказательства для WADA, так как имел удаленный доступ к информационной системе московского антидопингового центра.