Почему дальнобойщики так и не перекрыли МКАД.

И когда смогут? Итог двухнедельного российского протеста
Новости
1 декабря 2015
Поделиться

Комментарии

Скрыть

Протестующие дальнобойщики так и не доехали до МКАДа — сотрудники ГИБДД разворачивали пустые фуры по пути в Москву, координаторов задерживала полиция. Всероссийская акция протеста пока не состоялась, однако водители не собираются сдаваться — часть активистов поставила властям ультиматум до 3 декабря, когда президент Владимир Путин выступит с обращением к Федеральному собранию. Алексей Коростелев о том, как движение дальнобойщиков превратилось едва ли не в главную протестную силу страны.

 

​Единственная акция дальнобойщиков, которая прошла в московском регионе, состоялась еще 11 ноября. Тогда тоже обещали перекрыть МКАД, но ограничились парой федеральных трасс – крупнейшая акция прошла 11 ноября на трасс М4 «Дон». Участие в ней приняли около ста фур. 

После этого протест начал набирать силу и отклик в регионах – во многих городах России дальнобойщики перекрывали дороги, полиция активистов задерживала. Но было понятно, что дальнобойщики успокоятся только после удовлетворения их требований. Власти шли на какие-то уступки – было принято решение не взимать штрафы за неуплату до марта во всех регионах, кроме Московской области. Это никого не устроило, и дальнобойщики начали серьезно говорить о походе на Москву. 

Активнее всех были дальнобойщики из Дагестана – там бастовали тысячи человек, многие километры трасс были перекрыты. Именно водители оттуда первыми заявили о походе на Москву.

Полторы недели назад с активистами встретились чиновники из Минтранса и местной администрации. Те поспешили заверить, что конфликт исчерпан. Но активисты говорили, что в Москву собираются, и их проблема по-прежнему не решена.

Активисты из Дагестана своим примером вдохновляли водителей из других регионов. На форумах дальнобойщиков писали – «мы ждем дагестанцев, когда они, тогда и мы». Но тысячи фур, обещанные координаторами из республики так ее и не покинули. 

Поясняет дальнобойщик из Дагестана Тагир Хасбулатов: «Нас сначала все поддерживали, когда у нас столько водителей было. В России все работали, ну просто все работали. Какая разница Москве? Хоть весь Дагестан даже будет стоять. В Москву все равно доставляют грузы. Главное — это Москва. Исход... мы даже если год будем стоять и умирать будем — никому никакой разницы нет. <...> Не надо было говорить, что дагестанцы стоят. Надо было всем стоять. Дагестанцы стоят, а они работают. Тут должен весь народ выйти, несколько человек ничего не смогут сделать».

Пока что крупнейшей и, наверное, самой заметной акцией стал поход дальнобойщиков на Смольный. По словам активистам, к петербургской администрации ехали 200 фур – часть остановили по пути сотрудники полиции. Они требовали встречи с властями города, но к ним так никто и не вышел. Только агитаторы парламентских партий. 

Тогда появилась информация об акции 30 ноября, то есть сегодня - что якобы дальнобойщики со всей Росси двинутся на Москву. Это было неделю назад.

А затем Александр Котов, глава профсоюза водителей профессионалов объявил о параллельной акции в Ростове-на-Дону. В то же время, политологи, которых мы опрашивали ранее, утверждают, что попытка разделить протест вписывается в логику действия властей. Более того, например, депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин ранее заявлял, что власти кое-что предложили Котову в обмен на «слив» протеста. 

Кстати, та акция в Ростове-на-Дону закончилась ультиматумом – до третьего декабря удовлетворить требования протестующих. В этом политолог Николай Миронов усматривает еще одну тактику властей: «Для самих дальнобойщиков любая задержка — это не очень хорошо, потому что у них идет простой. На это, я думаю, и была рассчитана тактика власти, которая изначально вела дело к тому, что максимально затянуть переговоры, решение вопросов».

В протесте дальнобойщиков есть еще один важный момент. Первоначально, он был исключительно экономический – были требования, и их удовлетворение могло погасить протест. Но теперь он превращается в политический – активисты недовольны властями – они еще ни разу не пошли на прямой диалог с протестующими. 

«Экономический конфликт зачастую становится политическим: если посмотреть, что дальнобойщики говорят после встречи с произволом, то звучат политические требования», — говорит социолог «Левада-центра» Денис Волков.  

Никаких заявлений про водителей не делал и Путин – может, поэтому так важно дождаться обращению к федеральному собрания.

А вечером, 30 ноября, в Госдуме прошла встреча активистов и депутата от КПРФ Владимира Родина, где коммунисты поддержали дальнобойщиков в их требованиях и одобрили их методы. Но предупредили о том, как дальнобойщиков собираются встретить в Москве власти. 

Напомним, что дальнобойщики протестуют против введения системы оплаты проезда по федеральным трассам для машин массой свыше 12 тонн «Платон».  До 29 февраля тариф установлен на уровне 1,53 рубля за километр пути. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года он составит уже 3,06 рубля.

Система начала свою работу с 15 ноября (ранее правительство отсрочило введение штрафа в регионах, кроме Подмосковья, для дальнобойщиков до мая 2016 года). Многие водители столкнулись с тем, что система испытывает перебои в работе. В Минтрансе позже объяснили ее неполадки  «организованными действиями недоброжелателей системы».

Фото: Петр Кассин/Коммерсантъ

 

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.