Почему губернаторы пошли в расход?

Комментарий Московского центра Карнеги
21/09/2015 - 17:56 (по МСК)

Арестованный на выходных губернатор Коми Вячеслав Гайзер соответствовал всем критериям идеального губернатора. Он обеспечивал хороший результат «Единой России» на выборах, получил санкцию Кремля на свое переизбрание, выстроил собственную вертикаль власти в регионе. Всего лишь год назад он выиграл выборы с результатом 78%. Список партии власти во главе с губернатором получил 58% неделю назад. Новости на сайте местного ОНФ посвящены открытым урокам для школьникам и мелким нарушениям: например, недоделкам в доме для переселенцев из ветхого жилья. В рейтинге ФоРГО глава Коми занимал аж четвертое место, опережая Сергея Собянина и Рамзана Кадырова. Почему главу региона объявили руководителем преступной группировки, объясняет приглашенный эксперт Московского центра Карнеги Андрей Перцев.

Федеральных ресурсов становится меньше, поэтому влиятельные группы стараются брать под контроль привлекательные территории. Теперь приходится бороться за то, что раньше считалось недостойным и внимания. Жертвами становятся губернаторы без поддержки в окружении Владимира Путина, защитить которых некому.

С глав регионов снимается негласный иммунитет, они становятся крайними. Раньше губернаторский статус почти гарантировал неприкасаемость — назначенцы президента, его представители в регионах, кто их тронет? Губернаторы так и действовали: «варяги» привозили с собой чиновников и даже спикеров заксобраний, местные — трудоустраивали родственников и друзей. Все делалось открыто, а губернатор чувствовал себя хозяином — именно поэтому, например, переходы на формально более высокие должности в федеральном правительстве считались понижением.

Сейчас пост руководителя субъектов становится опасным. Он достаточно высокий для демонстрации «настоящей борьбы с коррупцией» («смотрите, не только главврачей и директоров школ берут, целого губернатора арестовали»). Кроме того, за регионы начали бороться федеральные кланы. Опального главу теперь даже не обязательно предупреждать и советовать уйти по-хорошему. Наоборот, громкое дело становится неплохой пиар-акцией в условиях экономического кризиса. «Хуже стали жить? Так понятно почему — посмотрите на коллекцию часов Гайзера, а Хорошавин вообще машину любовнице купил». Опальных глав явно будет больше, а те, кому удастся избежать дел и отставки, скорее всего, будут периодически попадать под президентский гнев.

Полностью статью «От трудового коллектива к преступному сообществу: почему губернаторы пошли в расход» читайте на сайте Московского центра Карнеги.

Также по теме
    Другие новости
    На войне в Украине погиб корреспондент «Известий» Семен Еремин Вчера в 23:52 МВД предлагает разрешить следователям приостанавливать операции на банковских счетах Вчера в 23:51 В 2023 году граждане Непала получили рекордное количество российских виз. СМИ сообщали о вербовке непальцев на войну с Украиной Вчера в 23:50 Рубен Варданян объявил голодовку в азербайджанском СИЗО Вчера в 23:49 В ряде российских школ прошли уроки, посвященные годовщине образования СМЕРШ Вчера в 23:47 Латвийского рэпера Платину задержали во время концерта в Томске Вчера в 19:32 Врачу Надежде Буяновой, на которую донесла вдова погибшего в Украине военного, ужесточили обвинение Вчера в 19:31 Петиция против использования животных в российских цирках собрала более ста тысяч подписей Вчера в 19:29 В Самарской области силовики задержали школьников, подозреваемых в поджоге военного вертолета Вчера в 19:28 Дональд Туск сообщил о задержании заказчика нападения на Леонида Волкова Вчера в 19:27