«Билайну» пришлось объяснять критикам слоган «Каждому свое». Это уже делали Nokia и ExxonMobil

21 мая, 16:17
3 527

В соцсетях раскритиковали рекламную кампанию сотового оператора «Билайн» со слоганом «Каждому свое». Эта фраза на немецком языке («Jedem das Seine», точный перевод латинского оборота suum cuique — прим. Дождя) была на воротах концентрационного лагеря Бухенвальд. В компании сначала объяснили, что это общеупотребительная фраза, а потом извинились перед теми, кого она могла оскорбить. Слова «Каждому свое», использованные в рекламе, уже вызывали аналогичные скандалы.

На рекламу «Билайна» накануне, 20 мая, обратил внимание, в частности, публицист и телеведущий Александр Архангельский, опубликовавший в фейсбуке фотографию уличного баннера. Архангельский посоветовал сотрудникам компании «рассказать начальникам, с каким лагерем смерти он [слоган — прим. Дождя] связан». Публикация собрала почти 400 репостов.

В комментариях к посту обратили внимание, что актер Сергей Светлаков, ставший лицом рекламной кампании, одет в полосатую футболку — а узники концлагерей носили полосатую одежду. А сокращения «мин» и «гб» («минуты» и «гигабайты») на плакате даже напомнили некоторым пользователям о министерстве государственной безопасности (такой орган был в СССР, по его образцу в 1950 году было создано МГБ ГДР).

В «Билайне» в ответ на жалобы отметили, что эта фраза не несет негативного смысла.

Позже в компании извинились перед теми, кого реклама могла задеть. «Нам искренне жаль, что она вызвала негативные ассоциации, которые ни в коем случае не имелись нами в виду. Если это кого-то оскорбило — приносим наши извинения», — цитирует заявление vc.ru.

В 1998 году финская Nokia использовала слоган Jedem das Seine в рекламе новой модели телефона. Билборды появились в том числе в Германии. Американский еврейский комитет потребовал прекратить рекламную кампанию, заявив, что она свидетельствует о «недостатке чувства истории и звучит насмешкой над жертвами Холокоста». В Nokia заявили, что не знали, что фраза Jedem das Seine связана с Бухенвальдом. Компания извинились, сняла три тысячи плакатов и не стала вешать еще девять тысяч.

В 1999 году сеть кафе быстрого питания Burger King распространяла в немецком городе Эрфурте рекламные листовки со словами Jedem das Seine, но прекратила это делать после общественных протестов.

В 2009 году ExxonMobil совместно с производителем кофе Tchibo разместили рекламу с этой фразой на заправках Esso в Германии. Ее отозвали после критики со стороны Центрального совета евреев Германии. Как заявили в Esso, рекламный подрядчик не знал, что фраза ассоциируется с нацизмом.

В 2014 году Daily Mail написала о подмосковном бизнесмене Несторе Лаврове, на чьем заборе была выкована эта фраза. Таблоид отмечал, что чиновники не стали требовать от предпринимателя убрать надпись. «Он нанес ее на свою собственность, а так как он настаивает, что он не антисемит, ничего нельзя сделать», — заявил представитель местных властей.

В 2017 году немецкий суд приговорил к восьми месяцам заключения члена Национал-демократической партии Германии Марселя Цеха, продемонстрировавшего в общественном бассейне татуировку со съездом в Освенцим и надписью с ворот Бухенвальда.

Популярное у подписчиков Дождя за неделю