Где самый дорогой бензин в мире, и почему он дорожает в России

Инфографика Дождя
19/07/2016 - 18:05 (по МСК) Даниил Сотников

Партнерский материал совместно с Bloomberg

 

Цены на бензин и в России, и во всем мире не так сильно зависят от нефтяных котировок, как думают многие. Стоимость бензина на заправках связана в первую очередь с налогами, устанавливаемыми государством. При этом в России, по данным Bloomberg, бензин один из самых дешевых в мире — восьмое место из 61 (столько стран изучило агентство). Но, учитывая доходы населения, бензин в России наименее доступный в Европе. Дождь объясняет, как в России формируются цены на него, из-за чего они растут и кто их сдерживает. 

Сколько тратят на бензин в России

Литр бензина в России стоит 0,57 доллара. Дешевле заправиться можно только в семи странах, изученных Bloomberg: Венесуэле, Кувейте, Саудовской Аравии, Иране, Малайзии, ОАЭ и Нигерии. Несмотря на то, что большинство стран с самым дешевым бензином — экспортеры нефти, бензин там недорогой в основном благодаря государственным льготам и льготному налогообложению, а не объемам добываемой нефти, объясняет Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy.

По уровню доступности бензина Россия в рейтинге Bloomberg находится на 33 месте. Литр бензина обходится в 2,35% среднего дохода в день, который, по данным агентства, составляет 1386 рублей. Для сравнения, в Норвегии, где бензин почти самый дорогой в мире (самый дорогой — в Гонконге), за один литр жители в среднем отдают гораздо меньше — 0,90% ежедневной зарплаты, в США — 0,43%, а в Германии — 1,28%. Наибольшую часть доходов за бензин отдают в Индии — 21,19%.

В год россиянин в среднем тратит на бензин 2,41% своей зарплаты, это один из самых высоких показателей в мире. В среднем за год автомобилист в России заправляет 333,1 литра бензина.

 

Как формируются цены

В России порядка 60% от стоимости бензина приходится на налоги и акцизы, объясняет Крутихин. В них входят акцизы на бензин, налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль корпораций и другие сборы. Это цифра варьируется в зависимости от региона и нефтяной компании. А цена нефти, по разным оценкам, составляет 6-7% стоимости бензина, объясняет Крутихин. 

Цены на бензин формируются под влиянием величины экспортного нетбэка (экспортная цена минус пошлина и транспортные расходы), который зависит от экспортных пошлин, а также с учетом акцизов и НДС, подтверждает Денис Борисов, директор Центра Ernst & Young по нефти и газу в Москве. «Те графики, на которых пытаются показать налоги в цене бензина, едва ли пройдут проверку на релевантность», — считает он. 

В 2016 году правительство уже два раза повышало акцизы на бензин: 1 января и 1 апреля. После апрельского повышения Минфин предсказал возможный рост розничных цен на бензин на 7%. ФАС прогнозировала рост на 2%. 

Серьезный вклад вносит курс рубля и баланс спроса и предложения. Падение мировых цен на нефть, таким образом, сказалось на стоимости бензина лишь косвенно. Однако цены на бензин не упали вслед за нефтью, а, наоборот выросли: правительство было вынуждено восполнять выпадающие из-за дешевой нефти доходы бюджета за счет повышения налогов и сборов. Так, дополнительные доходы бюджета от увеличения акцизов на топливо составят в этом году 89,3 миллиарда рублей. 

Другой пример косвенного влияния нефтяных цен на стоимость бензина — слабеющий вслед за нефтью рубль. В начале осени 2014 года, например, баррель стоил 100 долларов — 3700 рублей. Сейчас, подешевев в долларах более чем в два раза, в рублях нефть потеряла только 20% стоимости (2960 рублей). Таким образом, внутренние цены на нефть снизились не так сильно, как мировые.

За розничными ценами на бензин также следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ее руководитель Игорь Артемьев рассказывал «Ведомостям», что в 2015 году цены на бензин выросли на 4,8% при инфляции в 12,9%. По его словам, в этом году цены тоже вырастут не выше инфляции.

«Это не просто прогноз, это позиция, основанная на всей нашей предыдущей деятельности. В течение последних 7–8 лет цены меняются примерно с такой динамикой, невзирая на то что цены на нефть возрастают до 100 долларов или падают», — объяснял замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. 

По мнению Крутихина, в последние годы ФАС цены на бензин не контролировала, они зависели от договоренностей компаний с госчиновниками и президентом. Налоговый маневр тоже никак не повлиял на цены. Компаниям пообещали снизить экспортную пошлину, повысив налог на добычу полезных ископаемых, а на внутреннем рынке экспортные цены на нефть несильно влияют на бензин, говорит Крутихин.

«ФАС не регулирует розничные цены на бензин. Чиновники могут озвучивать прогнозы розничных цен на нефтепродукты, но такие вещи нельзя приравнивать к воздействию на цены и на поведение участников рынка. Задача ФАС — развивать рынок нефтепродуктов, и с ней ведомство отлично справляется», — считает Михаил Турукалов, генеральный директор агентства «Аналитика товарных рынков». 

При этом оптовые цены на бензин в июне достигли максимума. Оптовые и розничные цены на нефтепродукты напрямую взаимосвязаны, объясняет Турукалов: «Если оптовые растут настолько сильно, что розничные операторы начинают терпеть убытки от торговли нефтепродуктами, то заправки начинают повышать цены и делают это до тех пор, пока не установится приемлемый уровень доходности», — объясняет он.

В целом российский рынок бензина сейчас гораздо более профицитный, чем несколько лет назад. Благодаря модернизации НПЗ и некоторому снижению внутреннего потребления бензина в этом году не требуется импорт белорусского товара в Россию, говорит аналитик. ​