Что означает колонка главы СКР Александра Бастрыкина

Попытка заявить о себе или просьба о переводе на новую должность?
18/04/2016 - 23:42 (по МСК) Антон Желнов

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин в своей колонке в журнале «Коммерсантъ Власть» предложил ужесточить ответственность за экстремизм, связав его распространение с политикой США и их партнеров. В частности, он выдвинул идею ввести уголовное наказание за фальсификацию истории и, как пример, отрицание результатов референдума в Крыму.

Фото: пресс-служба Кремля

Инициатива написать статью и опубликовать текст в журнале «Коммерсантъ Власть» исходила от самого Бастрыкина и представителей его пресс-службы. В редакцию просто позвонили и предложили текст за подписью главы Следственного комитета, рассказал источник Дождя в «Коммерсанте», добавив, что никаких переговоров с новым колумнистом редакция не вела. 

Одним из мотивов написания этого текста могли послужить январские заявления Рамзана Кадырова, который перехватил информационную повестку и заговорил о врагах народа. Заговорил так, что оправдываться за Кадырова пришлось лично президенту России Владимиру Путину. 

О конфликте Кадырова с федеральными силовиками известно. В группу недовольных как раз входят как сам Бастрыкин, так и секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев, тоже любитель громких фраз и широких мазков. Согласно логике Бастрыкина и Патрушева, право высказываться о стране и «объективной истине» точно не у Кадырова.

Источник Дождя в правительстве считает, что опубликованное — это демонстрация того, что среди уважаемых людей есть те, кто настроен гораздо более решительно, а их постоянно сдерживают и не дают свернуть политические свободы.

Вторая и бесспорная причина появления такого текста — любовь Бастрыкина к разного рода жестам. Человека, который может подраться прямо на улице, как это случилось однажды в Петербурге, когда Бастрыкин занимал должность заместителя прокурора. Кроме того, Бастрыкин, регулярно выступающий в разных аудиториях на тему права, давно хотел стать главой Конституционного суда, занять должность законодательную, а не исполнительную. Сегодняшний манифест можно считать очередной заявкой на то, что Бастрыкин шире, чем Следственный комитет. 

Подобные политические послания называют «пневмопочтой», внутренней перепиской посредством СМИ, где главный адресат, как правило, один — Владимир Путин. Силовики, правда, радуют такими текстами нечасто. 

Одна из главных публикаций, вошедших в историю медиа, была в том же «Коммерсанте» в 2007 году — «Чекистский  крюк» от Виктора Черкесова. Бывший глава Госнаркоконтроля написал о войне ФСКН и ФСБ. Последствием публикации стало решение Путина отправить Черкесова в отставку. Но бастрыкинское письмо, в отличие от черкесовского, безопасное — о внутренних конфликтах там нет и речи.

Любитель высказаться и бывший глава РЖД Владимир Якунин. Его «Глобализация и капитализм» в альманахе «Развитие и экономика» — почти программное заявление. Фрагмент этого текста: «Все более чем определенно: глобализация – это гегемония победивших в холодной войне Соединенных Штатов Америки».

Источник Дождя в администрации президента рассказывал, что Владимир Путин был недоволен тем, что Якунин высказывался на темы, рассуждать на которые должен только один человек. 

В декабре 2015 году «Известия» опубликовали текст спикера Госдумы Сергея Нарышкина. До радикальных предложений Бастрыкина ему, конечно, далеко. Но тема та же — Америка. «Дитя-переросток» так и не освоило культурное наследие предков, а опыт европейской демократии восприняло как вызов себе и переиначило по-своему. Неужто отсюда столь пристальное внимание Штатов ко всему, что происходит в общеевропейском доме?»

Опрошенные Дождем эксперты сомневаются в реализации предложений СК — по их мнению, она содержит реакцию силовиков на новые вызовы.

В своей статье Бастрыкин пытался вести некий «монолог с либералами», считает заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Статья главы СК может быть ответом на слухи о либерализации, считает политолог. По мнению Макаркина, это сигнал либеральной общественности, который может привести к реализации предложений Бастрыкина. «А в этом случае просто реакционные меры могут показаться консервативными», — утверждает эксперт.

Во время «Прямой линии» 14 апреля Владимир Путин заявил, что экс-министр финансов Алексей Кудрин будет привлечен к работе над экономической стратегией развития после 2018 года. Ранее источники РБК говорили, что Кудрин напишет экономическую программу для Путина к президентским выборам. «Люди поколения "силовиков 80-х" любой сигнал о начале реформ, возвращении Кудрина воспринимают не просто отрицательно, но, скажем, с тревогой», — полагает Макаркин. Он добавляет, что «силовики этим очень недовольны». «Я думаю, что это заявка в этой статье именно на 2018 год. Это борьба повесток и борьба концепций», — считает политолог Леонид Давыдов. 

Послание Бастрыкина, по мнению экспертов, прежде всего, формирует повестку самого Бастрыкина на президентские выборы 2018 года в ответ на ту, которую будут формировать либералы. «Я думаю, что это заявка в этой статье именно на 2018 год. Это борьба повесток и борьба концепций», — считает политолог Леонид Давыдов. С ним согласен руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. «Понятно, что часть элит, часть окружение президента дает ему понять, что закручивание гаек единственный ответ на любые вызовы», — полагает он. 

Несмотря на то, что предложения Бастрыкина вряд ли будут реализованы в полном объеме, главный редактор сайта Agentura.ru Андрей Солдатов видит в статье главы СК прикладной смысл, а именно изменение государственной политики в интернете. По его мнению, в ней меняются приоритеты. «Смысл российского контроля над интернетом заключался в том, что нужно давить на компании, а не на пользователей. Все законодательство было придумано под это. Все было сделано для того, чтобы максимально напугать интернет-компании — как российские, так и международные, чтобы они приходили на консультации в Кремль», — считает эксперт. 

Но, по его мнению, эта концепция больше не работает, и власть ищет новые пути контроля в интернете. «Такое впечатление, что люди мечутся, пытаются находить какие-то меры, а учитывая то, что Китай пошел по пути не черных, а белых списков — нужно заставлять серверы регистрировать свои адреса на территории Китая», — считает он.  

По мнению Солдатова, из текста Бастрыкина следует, что объектом контроля теперь будут не компании, а пользователи. Об этом, полагает эксперт, говорят и события последних месяцев, такие как суд за репост ссылки во «Вконтакте».

Также по теме
    Другие новости
    В Госдуме предложили сажать за диверсию на 35 лет Сегодня в 16:27 Вагнеровца, который по возвращении с войны убил пенсионерку, приговорили к 22 годам колонии Сегодня в 16:26 Суд арестовал замминистра обороны Тимура Иванова Сегодня в 16:25 «Важные истории»: замминистра обороны Тимура Иванова подозревают в госизмене Сегодня в 12:47 Gazeta Wyborcza: один из подозреваемых в нападении на Леонида Волкова — боец ММА и фанат футбольного клуба «Легия» Сегодня в 12:46 РПЦ запретила в служении священника, который провел панихиду по Алексею Навальному Сегодня в 12:46 В Смоленской области после атаки беспилотников произошли пожары на «энергетических объектах» Сегодня в 12:45 Сенат США одобрил законопроект об оказании помощи Украине Сегодня в 12:44 Священника из Омска задержали по делу о реабилитации нацизма из-за «иконы с бандеровцами» Вчера в 23:25 Несколько участников «Би-2» попросили гражданство Молдовы Вчера в 23:24