Алексашенко и Буклемишев о мерах, принятых ЦБ, и о том, что будет, если правительство возглавит Кудрин

16/12/2014 - 23:43 (по МСК) Мария Макеева

В студии Дождя Олег Буклемишев, директор Центра исследования экономической политики МГУ (а в свое время – сотрудник правительства, Министерства финансов). И на связи со студией по скайпу экономист Сергей Алексашенко, в прошлом – первый зампред Центробанка. Полную версию интервью смотрите в итоговом выпуске новостей с Марией Макеевой.

Макеева: Как Алексей Кудрин в Твиттере комментировал повышение Центробанком ключевой ставки в двух твитах буквально, в двух выражениях: «Решение вынужденное, но правильное» и второе: «За этой мерой должны последовать решения правительства по повышению доверия инвесторов к российской экономике». При этом все это происходит на фоне усугубившихся слухов о том, что может быть сменен председатель правительства, и на его место в этой нынешней ситуации непростой назначен как раз Кудрин. И будто бы это все журналисты, которые очень ответственные журналисты и очень хорошо себя зарекомендовавшие, – Константин Эггерт, например, уважаемый человек, со ссылкой на свои высокопоставленные источники передает, что будто бы даже такое предложение Кудрину делалось накануне, но он его отверг.

Олег, в этой ситуации, опять же к вопросу воздействия на массы, прекращение паники, на самые широкие массы, это бизнесменов до просто людей, которые просто видят и не понимают, что происходит, как на такое реагировать. Такое назначение это бы хороший оказало эффект? Это возможно, как вы считаете, сейчас?

Буклемишев: Все зависит от того, как воспринимают рынки. Как Сергей выразился, действительно психология здесь играет довольно большую роль, но я бы сказал, что не только психология, но и понимание того, чего ждать от конкретного персонажа в конкретных условиях. Я подозреваю, что от того, кто сядет за этот стол завтра, за стол, за которым проводится совещание председателя правительства, мало что изменится. Потому что решения все равно принимаются не в правительстве, не в Центральном банке, а где-то в другом месте, по крайней мере, верховный арбитр этих решений располагается, его ставка располагается в другом месте. И то, что эти люди все, несмотря на то, что они могут быть умными, уважаемыми, продвинутыми и смелыми, но то, что их решения не окончательные в данной ситуации, это, к сожалению, факт.

Макеева: Сергей, как вы считаете, Кудрин – не тот человек, который мог бы выходить как раз и объяснять со знанием дела и с пониманием того, что он делает?

Алексашенко: Маша, знаете, есть хорошая фраза, что рынки можно ввести в заблуждение, но их нельзя обмануть. Я думаю, что назначение условное Алексея Кудрина на 1-2 дня успокоило бы рынки, и рубль, может, что-нибудь отыграл, но через неделю бы выяснилось, что Алексей Кудрин, я тут с Олегом соглашусь, он ничего не может сделать сам. Есть три фундаментальных фактора, почему рубль ослабевает. Первое – тормозит экономика, второе – западные санкции, которые закрывают рынки рефинансирования внешнего долга, и третье – падение цен на нефть.

Ну что может сделать Алексей Кудрин? Он что, цену на нефть, как тяжелоатлет, будет поднимать? Нет, не получится. Он что, объявит мир Украине и заплатит компенсацию за разрушение Донбасса и еще вступит в переговоры о возвращении Крыма или об оплате за Крым тем или иным способом? Нормализует ситуацию? Нет, вряд ли. Он что будет заниматься восстановлением независимых судов, чтобы в экономике были инвестиции, чтобы экономика вдруг встала с колен? Нет. Тогда все через неделю поймут, что Медведев, что Кудрин, в общем, шило на мыло поменять. Я с Олегом согласен, что это на 1-2 дня сработает, а дальше бессмысленно.

Макеева: Сбережения обесценились в один момент, поездка за границу, кого интересовала, можно поставить крест, и так далее. Я уже не говорю о всяких панического свойствах сообщениях, сначала появляются эти новости, потом компании их опровергают. Если все так, как вы говорите, если я вас правильно поняла, то представители Центробанка и экономического блока правительства, если они не некомпетентны, по крайней мере, мало что могут сделать в такой ситуации, то, получается, прогноз очень и очень негативный. А что в таком случае нас ждет? Это социальные волнения. Если «Газпром» сейчас четверть сотрудников уволит в рамках оптимизации, это же можно сейчас так говорить: «Газпром» оптимизируется и уволит, что будет?

Буклемишев: Я думаю, что не уволит. Переведет на низко оплачиваемые должности, где-то на полставки кого-то. Тех, о ком мы беспокоимся больше всего, тех точно не уволят, а, скорее, будут выплачивать повышенные пособия. А подозреваю, что картина, которую нарисовали, абсолютно правильная. Мы находимся в определенном тупике. Из этого тупика, к сожалению, технократических решений нет. Вот Сергей может предложить, я думаю, с десяток мер, которые Центральный банк может в данных условиях использовать, но любая их этих мер легко опровергается ассиметричным политическим ходом, который разрушит точно так же, как вся предыдущая политика и конструкция, которую вроде бы воздвигал Центральный банк, была обрушена займом «Роснефти» из непонятных источников, хотя, скорее всего, конечно, это были эмиссионные деньги ЦБ. 

Другие выпуски