Новогодние протесты в Иране: что известно на шестой день беспорядков

02/01/2018 - 21:35 (по МСК) Лиля Яппарова, Дарья Полыгаева

Главная международная новость последних дней — протесты в Иране. Все началось в канун Нового года, 28 декабря, на северо-востоке страны, затем волнения перекинулись и на другие регионы. Люди выходят на улицы, выступая против экономических проблем — роста цен и высокого уровня безработицы. Есть и политические требования против действующего руководства Ирана во главе с духовным лидером Али Хаменеи. В списке погибших уже 20 человек. Власти ожидаемо обвинили в организации протестов внешние силы.
 

Шестой день протестов в Иране. Погибли уже 20 человек – и минувшая ночь стала самой кровопролитной. Это - самые масштабные протесты в стране за последние восемь лет.

Что случилось? Нормальные цены на продукты в беднеющем Иране удерживаются благодаря государственным вливаниям – и перед Новым годом президент Хасан Рухани предлагает их сократить. Это при том, что военный бюджет все еще тратится на чужие конфликты:  Сирия, Йемен, Газа, Ливан. 

Протесты начались на северо-востоке страны — в Мешхеде и дошли до Тегерана, где к толпе примкнули студенты. На кадрах демонстрации в Кашане – то ли бегут захватывать администрацию, то ли бросаются вдогонку за полицейской машиной.

Почти сразу требования из экономических стали политическими: освободить политзаключенных, положить конец полицейскому произволу. Тем более, что бюджет на 2018-й все еще предполагает рост расходов на силовиков – в том числе на Корпус Стражей Исламской революции, чья техника вошла в города в дни протестов. Стражи – это что-то вроде местной Нацгвардии. И в городе Решт люди долго оставались на площади, скандируя: «Смерть Стражам Исламской революции».

Между тем, в Керманшахе против правительственных войск выпустили белый дым, а в центре Тегерана протестующие перевернули полицейский автомобиль.

В телеграм-каналах пишут, что иранские демонстранты изобрели новый «коктейль Молотова»: бензин теперь заливают не в бутылки, а в пустые куриные яйца. Инструкцию по изготовлению классического «коктейля» в иранском телеграме тоже якобы распространяли — теперь Павел Дуров говорит, что мессенджер в стране заблокирован.

«Иранские власти блокируют доступ к Telegram для большинства иранцев после нашего публичного отказа закрыть каналы мирных протестующих», — говорится в сообщении исполнительного директора и основателя сервиса Павла Дурова.

Эти протесты вызваны не только падением уровня жизни. Те лозунги, которые попадают в соцсети, больше не экономические, а антиклерикальные. Так, в шиитском Иране начали жечь семинарии. Вышедшие на улицы верят, что всем в стране заправляет теневая теократия. Действительно: реальная власть в Иране – это не парламент и даже не президент, а аятолла, которого выбирает не народ на всеобщем голосовании, а 86 богословов в «соответствии с волей Аллаха». Великого аятоллу Али Хаменеи, чьи портреты сейчас жгут и топчут на улицах иранских городов, выбрали именно так.

Это протест антиклерикальный, молодежный и феминистский – во второй день волнений, женщина с непокрытой головой и распущенными волосами размахивает собственным хиджабом. Арестованы уже четыре сотни человек. Толпу разгоняют водометами.

Власти сообщают, что протестующие уже взялись за охотничьи винтовки и пытались добыть еще оружия в полицейском участке. Иранские журналисты в своих твиттерах пишут о гибели протестующих на улицах. Двое демонстрантов погибли от огнестрельных ранений в Доруде. Власти тогда обвинили «шиитских экстремистов» и «иностранных агентов». Примерно так же на ситуацию смотрит и Россия – глава международного комитета Совфеда Константин Косачев отметил, что официальный Вашингтон как будто намекает демонстрантам на будущую поддержку.

На улицы вышла в основном молодежь – и лидеров у нынешних протестов пока не появилось. Вся предшествующая оппозиция в Иране репрессирована. ​

Фото: Simon Dawson/Reuters

Другие выпуски