Божена Рынска: «Сейчас в тусовке немодно быть богатым»

На чем экономят на Рублевке, и чем «нищеброд» отличается от бедняка
02/06/2016 - 18:19 (по МСК) Наталья Шанецкая

В гостях у Натальи Шанецкой блогер и журналист, известная своими резкими высказываниями в адрес власти и не только, Божена Рынска. Поговорили об отличиях нищеброда и гордого бедняка, о том, какие вопросы все-таки можно решать с помощью денег, как меняется «тусовка» и куда делась мода на яхты, на чем экономит Рынска в кризис и надеется ли на то, что скоро станет лучше, и о много другом.

Божена, вас принято называть светской львицей. Мне этот штамп не очень нравится, а вам?

Мне тоже. Я скорее фельетонист. Это точнее.

Я бы могла назвать вас львицей, в вас есть что-то львиное.

Нет, совершенно нет ничего, у меня есть скорее что-то собачье.

Кстати о собаке: сегодня Божена пришла со своим подшефным псом, которого зовут Аркадий.

Аркаша. Он вас немного стесняется.

Я думаю, он сейчас освоится. Кто такой Аркадий? Расскажите пару слов.

Есть такая замечательная команда, которая называется «Алабай Хэлп». У нее есть страничка в фейсбуке и так далее. Это ребята-волонтеры, которые не берут у государства ни копейки денег. Они спасают попавших в беду алабаев. Дело в том, что это сейчас модная порода, ее берет кто угодно. Вообще говоря, это среднеазиатская овчарка, ее туркменская линия называется алабаями. Аркаша ― другая линия, таджикская приотарная собака. Это благотворительная организация.

По сути, это собаки этой породы, выброшенные на улицу, оказавшиеся в сложной ситуации.

Их огромное количество, потому что их берут люди, которые ничего не понимают в породе. Они где-то слышали, что порода модная, а потом их выбрасывают, не справляются с собаками. Или они сбегают, за ними плохо смотрят.

Вы сказали, что они не берут денег от государства. А от таких, как вы, берут?

От таких, как я, они берут деньги. Я сейчас содержу эту собаку. Они берут деньги от таких, как мы, и вкладывают свои деньги в это дело. Они спасли двух собак из БАНО «ЭКО», из собачьего Освенцима. Одна из этих собак слепая, ей сейчас удаляли глаз. Они за свой счет оперируют этих собак.

Я, кстати, видела эту историю на вашем фейсбуке. Также буквально вчера я там видела пост о том, что вы хотите написать трактат о том, чем нищебродство отличается от достойной бедности (или как-то иначе было сформулировано, но смысл в общем такой).

Да.

И чем?

Я сейчас пока в процессе формулирования. Я вспомнила письмо Пушкина, который говорил о том, что если не получается блистать, то нужда не так страшна, как кажется, и нести ее надо достойно. Например, гордый достойный бедняк может не вложить деньги в ремонт подъезда, если у него их нет, он поставит на подоконник горшочек с цветочком и будет за ним ухаживать. А нищеброд вынесет старую мебель в подъезд.

То есть разница между нищебродом и скромной бедностью в намерении, так?

В намерении. Например, бедняк будет все деньги, которые у него есть, максимально возможно тратить на здоровое питание. Мои бабушки были очень бедными, у нас не было телевизора до 80 годов. Но бабушки покупали мясо и другие продукты только на рынке. Мы питались с рынка, потому что бабушки знали, что питаться дерьмом ― отвратительное нищебродство. Бедняк может есть гречку с молоком или сыром сулугуни, нищеброд будет есть корыто доширака и хрючева.

Отношение к быту, к еде, к тому, вокруг чего человек живет: его подъезд, порядок дома ― вот это разница между достойной бедностью и нищебродством.

А с чего вообще вдруг возник в вашей голове этот вопрос? Почему трактат именно на эту тему?

Расслоение в подъезде. У нас все квартиры очень приличные, все upper middle class, у нас живет главный отоларинголог города, вдова Филозова, очень достойные люди. И когда ты начинаешь выяснять, кто выбросил старую мебель в подъезд, выясняется, что это и сделала самая бедная квартира. Начинаешь думать: может быть, они такие бедные, потому что у них в голове что-то происходит? Они приходят как инопланетяне и не понимают, почему так делать нельзя. Они говорят: «Мы двадцать лет сбрасывали мусор в подъезд».

Вам кажется, в целом по стране ситуация с этим сейчас улучшается или ухудшается? Потому что, по некоторым моим наблюдениям, люди начинают осознавать, что так делать нельзя, начинают выкидывать бычки в мусорное ведро. Иными словами, мне кажется, что дело не в деньгах или их количестве, а в каких-то других вещах.

Мне кажется, очень сильное расслоение по району. Есть люди стремящиеся, они даже в бедных подъездах пытаются жить достойно. Но им мешает, их тянет вниз быдляцкая нищебродская часть общества. Например, мой шофер не самый богатый парень, но он ненавидит грязь в своем подъезде. Он живет в хрущевке, пытается в подъезде наводить чистоту. Но часть соседей ему просто мешает.

Вы как-то говорили в одном из интервью, что, в отличие от Америки и Европы, где защищают законы, в России защищает цифра ― имеется в виду количество денег.

Совершенно верно.

Вам кажется, что сегодня это так же актуально, как десять лет назад, когда вы давали это интервью?

Да. А что меняется? У нас по-прежнему ангажированы суды, по-прежнему очень трудно заставить работать полицейских.

Когда вы последний раз сами давали взятку полицейскому?

Никогда не давала. Последние лет десять не давала точно ничего. Тем не менее я и не могу ничего добиться в суде, в полиции.

А вы судитесь?

Периодически бывает. Большое дерево притягивает грозы. Очень сложно добиваться справедливости в российском суде, если нет возможности решить это «позвоночным» правом.

А что делает вас большим деревом?

Например, количество подписчиков в фейсбуке и известность. Это дерево притягивает грозы, громы и молнии, поэтому приходится защищать. Аркаша, надеюсь, будет тоже моей защитой. Надеюсь, мы будем с тобой хоть гулять спокойно ходить.

С Аркашей, мне кажется, можно гулять довольно спокойно. Хотя бы его внешний вид достаточно внушительный.

А какие вопросы, как вам кажется, все-таки можно решать с помощью денег в нашей стране, где главное ― цифра, а какие по-прежнему нельзя, несмотря на цифру?

Вопросы онкологии, несмотря на цифру, решать, на мой взгляд, нельзя. Даже если у нас есть удивительные врачи, они допускают отступления от протокола. У нас губят больных в лечении, послеоперационном ведении. У нас нет культуры послеоперационного ведения, поэтому если есть цифра, надо уезжать в Германию или Израиль, Америку.

То есть медицина ― это раз. Что еще?

Судебное. Если ты попадаешь, к счастью, под юрисдикцию суда другой страны, то лучше это делать в приличной стране.

А у нас можно решить с помощью цифры?

Суды у нас можно решить с помощью цифры, но, например, не человеку с оппозиционными настроениями. У нас суды безусловно ангажированы. Они даже решаются с помощью звонка вернее, чем с помощью цифры. Хотя сейчас профессия решальщика гораздо популярнее профессии адвоката. Прекрасные адвокаты не востребованы именно потому, что они не решалы. Они не могут занести следакам, не могут занести там, здесь, это очень серьезная проблема.

Это, кстати, интересный вопрос, потому что многие представители так называемого креативного класса, которые за последние пару лет так или иначе были поставлены перед неким политическим выбором, и многие из них сделали этот выбор в пользу либеральных ценностей, начинают сейчас сталкиваться в том числе и с финансовыми сложностями по объективным причинам.

Совершенно верно.

Как меняется в связи с экономической ситуацией то, что можно назвать тусовкой?

Расскажу. Раньше в тусовке было модно быть богатым. Сейчас нет моды на яхты, самолеты. Если раньше девочка лет десяти могла сказать приятельнице матери в ресторане на Рублевке «Ты вся в прошлой коллекции» или «Ты вся в прошлом сезоне», то сейчас это немыслимо. Я даже в позапрошлом сезоне, и что? То есть сейчас нет влюбленности в бренды, нет моды на похвальбу приобретениями и нет, наверно, моды на кичение богатством.

Кстати, последний тренд ― так называемые капсульные гардеробы. Адептом этого был Стив Джобс, также Цукерберг и так далее. Это, по сути дела, люди, которые имеют в своем гардеробе штук десять аналогичных вещей, и все. Вы можете себя представить в такой ситуации?

Я бы мечтала об этом, это прекрасная мысль. Мне вообще идет очень малое количество фасонов, у меня такое телосложение, я не сухая и не тонкая, поэтому мне мало что идет. Если бы я могла себе нашить, скажем, штук десять одинаковых брюк, я бы только в них и ходила.

А вы не можете?

Я не сильно уверена. Я пыталась шить вещи, у меня ничего не получается. Дело в том, что всегда получается что-то, да не то.

А купить десять одинаковых пар, которые вам идут, заведомо удачных вы не можете?

У меня есть очки Bottega Veneta, любимые, единственные, которые я могу носить ― они мне вот сюда не давят. У меня три штуки одинаковых, четвертую я продала, потому что куда уже? Я ее скинула по дружеской цене кому-то там, потому что уже все, не лезет. Но я ношу очки только одного типа.

То есть эта история с капсульностью…

Мне она страшно нравится.

Этот тренд, поворот в сторону минимализма во всем, подчеркнутой скромности.

Мне очень нравится эта история.

Я сейчас правильно описываю? Действительно есть такой поворот?

Я не могу сказать, что такой поворот ярко выражен в российской элите, но сейчас нет пафосности. Наверно, привычка кичиться богатством осталась только у людей с восточной кровью, в том числе и еврейской восточной кровью. У ашкеназов, по крайней мере, это уже не принято. Горские еще остаются активно, вызывающе богатые. Но я бы сказала, что нигде, кроме семей с восточной кровью, это не принято.

Божена, мы буквально вчера вышли на Патриаршие пруды и пообщались с местными жителями, спросили их, как они справляются с кризисом.

Спросили: «Не достала ли вас Божена, которая заставляет вас плевать в урны, линчует тех, кто бросает хабарики на асфальт?».

Нам не попались те, кто знает вас лично. Мы были бы рады, если бы они попались, но нет.

То есть жалоб не поступало. Но это пока.

Давайте посмотрим.

― Кризис. Но если так говорить «кризис, кризис», друг друга пугать, у человека развивается болезнь, какая-то фобия. Ну кризис и кризис.

― Лично у меня мало что изменилось, только, пожалуй, меньше стало путешествий. Стараешься покупать не такие дорогие туфли и сумки.

― Мы терпим, ждем, ищем работу, если с деньгами что-то не складывается.

― Вообще есть такое замечательное средство ― кредитная карта, очень помогает во время кризиса.

― Расстраиваюсь из-за экономического кризиса, потому что у меня работа с людьми. Я консультирую, не могу повышать оплату, поэтому денег у меня меньше. Я из-за этого грущу. Когда мне все-таки удается поехать за границу, я привожу оттуда сыр, потому что мне его очень не хватает. Что я еще делаю? Стараюсь думать о том, что никто не вечно, у меня есть надежда, что кризис рано или поздно закончится и все будет хорошо.

Божена, а вы на чем экономите?

Я подумаю. Наверно, я все-таки экономлю на одежде, на сумках, туфлях. Зарплата-то осталась в рублях. Когда начинаешь пересчитывать на рубли, уже немножко не по себе. Кроме того я думаю: я могу купить одну футболочку, даже не блузку Gucci, а одну футболку ― а это операция собаке с онкологией, например. 21 тысяча. Когда понимаешь, что это цена жизни, начинаешь выбирать что-то другое.

Как давно вы начали мыслить такими категориями?

Такими категориями я, наверно, начала мыслить все-таки с кризисом. Раньше было много рекламы, заказов.

Это с 2014 года?

Я думаю, что меня это все-таки догнало в 2015, а не в 2014, когда моя зарплата раз! ― и на глазах ополовинилась. Да, я гораздо меньше шмоток покупаю. Мы стали больше ходить по ресторанам, потому что мы переезжали, у нас не было кухни. Мы же, конечно, в валюте сидим, не в рублях. Зарплата-то моя упала, а накопления остались долларовые, поэтому по ресторанам немножко выгоднее стало ходить. Но я сейчас смотрю: а цены-то подтянулись к долларовому уровню! То есть выгодно было ходить полгода. А за полгода цены поднялись. Но действительно тратишь гораздо меньше на одежду, это правда.

Кого вы вините в той сложной экономической ситуации, в которой все мы оказались?

Кого же я виню? Инопланетян и Барака Обаму.

Сейчас уже немножко в антитренде винить во всем Путина.

Знаете, я, наверно, в антитренде. А кого нам винить-то? Хорошо, я могу начать винить инопланетян.

Можно винить цены на нефть.

Цены на нефть сами, что ли? А у кого было десять лет, чтобы снять страну с нефтяной иглы? Между прочим, сколько в Дубае процент нефтяной экономики? 10-12%? Я не помню цифру, она падает постоянно. Были деньги, были тучные годы, во время которых страну разграбили вместо того, чтобы ее отстраивать и уходить от нефтяной экономики.

Все это было, надо было быть очень плохим человеком, чтобы бездарно профукать эти годы. Надо было настолько больше всемирного уважения ценить мелкую корыстную пользу, надо быть настолько не тщеславным, а мелко корыстным человеком! Я просто поражаюсь.

То есть вам кажется, что маленький человек может себе позволить жить сегодняшним днем, а политик нет?

Я думаю, что это тоже психология нищеброда. Набить карманы под завязку, воровать триллионами, «стричь свинью» везде, где только можно, вместо того, чтобы купить себе честную славу и честное всемирное уважение, доброе упоминание в хорошем учебнике истории. Человек мог себе заработать честную славу Черчилля и Маргарет Тэтчер. Вместо этого он предпочел «стричь свинью» везде, где только можно. Деньги с налоговой схемы, тут состричь и тут.

Вот это психология мелкого бомбилы, который и на хозяйской машине подвезет, и до гастронома подбросит, тут пятерку срубит, тут трешку. Эта психология не меняется с объемом цифр.

Как вам кажется, от чего фундаментально зависит эта психология? Можно ли ее менять в рамках своей жизни?

Да, конечно.

Можно ли в себе воспитывать иное отношение к финансам, например?

Да, я думаю, что нищеброда надо из себя выдавливать по капле.

А что из себя выдавливаете вы именно с точки зрения отношения к деньгам?

Я считаю, что правильно и здорово продавать лишние вещи. Мне не нравится история «купите у меня футболочку, а я деньги отдам на благотворительность». Я как раз на благотворительность отдаю и с продаж, и со всего, с чего только можно, я плачу свою десятину. Просто мне не нравится торговать благотворительностью. Я просто что-то ненужное продаю, деньги кладу в бюджет, а 10% из бюджета распределяю на благотворительность.

С чем воюю в себе я? Например, с привычкой не застилать постель. Я теперь всегда застилаю постель, потому что скомканная постель ― это нищебродство.

Давайте про деньги все же.

А это одно и то же. Боритесь с привычкой есть из пакетиков. На стол положил коробку или полиэтиленовый пакетик. Не надо этого делать, ешьте из вазочек, положите это в вазочку. Жизнь правда меняется. Это тоже отношение к деньгам.

Божена, вы, видимо, эстет. Согласитесь, что отношение к финансовым вопросам может быть очень схожим у людей с эстетическими склонностями и также с их отсутствием.

Совершенно верно, но понимаете, не нужно быть богачом, чтобы вынуть печенье из пакетика и положить его в вазочку. Но бедняк положит в вазочку, а нищеброд будет есть из лоханки или полиэтиленового пакетика.

А как вы психологически справляетесь с ситуацией, когда денег не столько, сколько хочется, когда денег мало? Мало ― это понятие абсолютно растяжимое, да, и одно «мало» совершенно не равно другому, но тем не менее.

У меня, слава богу, есть супруг, у которого сейчас тоже не самое большое количество денег. Его кризис тоже подкосил, компания, которой он владеет, не получает деньги, которые она должна была получить, отдав товар, который она производит. Финансовое положение тоже не выдающееся.

Как вы с этим справляетесь?

Как же мы с этим справляемся?..

Я не спрашиваю, как вы с этим физически справляетесь. Я уверена, что вы справитесь во внешней реальности. А именно внутри себя, потому что это некая точка опоры.

Нам это неприятно, но не то, что денег стало ощутимо меньше, а то, что мы не видим никакой перспективы в этой стране. Та команда, которая находится у руля, будет запарывать экономику в силу своей нулевой компетентности. Лучше не будет. Не готовьтесь к тому, что вы из кризиса выйдете. Все, небеса прогневаны, халявы больше не будет, эти годы не повторятся. Это нас удручает.

В связи с тем, что вы не видите никакого улучшения в ближайшее время, вы копите на черный день, на пенсию, на ситуацию тотального обнищания ввиду того, что по-прежнему выбираете оставаться здесь?

Мы не то чтобы выбираем оставаться здесь, мы выбираем жить на две страны. Про вторую страну я пока говорить не буду, но мы будем жить на две страны, это безусловно.

Мы сидим в валюте, насколько это возможно. Мы ориентируемся на работу там, пытаемся потихонечку переводить что-то туда, как-то так. Например, зубы лечим в России, а не там. Здесь есть люди, которые хорошо лечат зубы. Вот такая история.

То есть в связи со всем, что сейчас происходит, вы все-таки, понимая безвыходность происходящего, как-то переориентируете свои ресурсы и намерения туда?

Совершенно верно, мы туда. Мы здесь не видим. Здесь ― это пенсия. Спокойного, хорошего житья здесь больше не будет. Народ будет нищать, злеть, все это очень грустно.

Это принято называть кризисом, но на самом деле мы понимаем, что это системное обнищание.

Это злонравия достойные плоды. Это закономерный результат бездарности руководства.

Как во время этого системного обнищания меняются ваши отношения с вашим кругом, с теми людьми, с которыми вы привыкли общаться? Может быть, кто-то уезжает, может быть, люди политически идут в разных направлениях, что меняет общение. Что происходит, какие расколы?

Поняла. Общение с приятелями и приятельницами очень сильно изменилось. У меня есть талант дружить с очень приличными людьми. Я по-настоящему дружу долгие годы с одними и теми же, и все это люди очень приличные. У нас нет никаких политических разногласий, нет, не было и не будет. Я ни в ком из своих друзей не разочаровалась.

С приятелями и особенно с приятельницами, с подружками на поболтать ― вот с ними я практически не общаюсь. Недавно мне Денис Викторович Драгунский напомнил Чехова. Если мне не изменяет память, это в «Ионыче» было. Российский обыватель, мещанин, в общем-то, не такой плохой человек, если с ним встретиться в клубе за выпивкой и обедом. Но как только он начинает открывать рот и заводит свою философию, ты звереешь, потому что эта философия отвратительная, тупая, гнусная.

Так вот, вместе с кризисом из российского мещанина, обывателя ― даже с огромными деньгами, это совершенно не денежная категория ― полезло дерьмо. Как писала Оля Романова у себя в фейсбуке, «на дне их душ обнаружились вот такие кучки какашек». Когда я это вижу и слышу, я начинаю просто звереть. Я не могу с ними разговаривать, я затыкаю. Сейчас я уже прекратила, я просто не прихожу в такие компании.

В Израиле и Монако у меня очень часто шерсть дыбом вставала на загривке, когда эти состоятельные животные открывали свои рты, когда вот эта кучка дерьма проявлялась.

Сейчас такое ощущение, что очень многие бывшие единомышленники начинают ссориться. Буквально вчера Дуня Смирнова забанила Толстую в фейсбуке, хотя вы понимаете, сколько лет они вместе…

А что там произошло?

Я не знаю, в чем суть конфликта. Вообще это показательная история? Она это иллюстрирует?

Если только показывает дурнохарактерность Татьяны Толстой, больше ничего.

То есть это не те самые какашки, о которых вы сейчас говорили, которые начинают вылезать, когда денег становится меньше.

Они начинают вылезать не тогда, когда денег становится меньше, а когда заходит разговор про то, можно ли брать чужое (это я про «Крымнаш»), что все политики воры, если бы вы оказались у власти, и вы бы воровали, и Навальный вор, он украл весь лес, честных политиков не бывает, а вы все ушли в оппозицию, потому что злитесь, что вам не дают воровать, вас не взяли в долю. Это дерьмо, которым мыслит крымнашистский обыватель. И еще ненавидит Америку.

Либеральная тусовка вам нравится больше?

Да, потому что там люди, у которых не испорчена мораль. Там люди моральные, да, где-то дурнохарактерные, где-то я с ними не согласна, но базовые ценности у нас с ними совпадают.

Что касательно мещанского сословия, оно любит ездить в Европу и Америку и при этом на голубом глазу рассказывает мне, что все американцы тупые и жирные. Американцы, на минуточку, с их университетами, с их огромными донаторами, с их благотворительностью.

Это, кстати, интересно. Я читала, что вы считаете для себя Америку главной страной, если бы у вас был выбор, где родиться, но тем не менее это не та страна, в которую вы были бы готовы эмигрировать и быть там на правах эмигранта.

Да, на правах эмигранта я там быть не могу. Чем  мне там заниматься?

А в Европе чем?

В Европе все-таки больше русскоязычных СМИ, Европа ближе. Есть Рига, Латвия, Meduza, все-таки есть, куда податься. Опять-таки мне не нравится история с беженцами в Европе, Европу очень сильно испортили, я не могу видеть варваров. Поэтому для меня сейчас все-таки ближе Латвия, где варваров меньше. Я поддерживаю политику Израиля, мне нравится Израиль. Опять-таки, много варварского жлобья.

Я не очень понимаю, что вы имеете в виду под варварами. Вы беженцев называете варварами или тех, кто к ним плохо относится.

Беженцев. Я называю варварами тех, кто гадит в автобусах. Как только увидишь недавнего эмигранта в Лондоне сами понимаете какой расы, если увидишь восточного или афроамериканского человека в лондонском автобусе, в 99% они громко слушают музыку и оставляют под сиденьями пакетики со своим хрючевом. Меня это чудовищно бесит.

Подождите, Божена, вы же не расист.

Я не расист. Я ненавижу плохих соседей.

Может быть, я вас неправильно слышу, тогда вы меня подкорректируйте. Из того, что вы говорите, складывается ощущение, что цвет кожи или страна происхождения все-таки каким-то образом определяет…

Да, это верно. Страна происхождения определяет качество соседа. Бывают исключения, такие, как Стив Джобс, но их мало. К сожалению, это так.

Америка ― страна, сотканная из огромного количества приезжих, эмигрантов, таких, как мы с вами.

Все майамские афроамериканцы, перемолотые Америкой, которых я встречала, были исключительно симпатичными цивилизованными людьми. А пуэрториканцы, которых я встречала в Майами, особенно те, кто приехал недавно, были людьми исключительно и раздражающе некультурными. Это так.

То есть первое поколение вас не устраивает, а второе вполне себе.

Второе тоже. Наверно, третье поколение вполне себе. Те негры, которых я встречала в Майами, уже были перемолоты Америкой несколько поколений. Это были интереснейшие люди, например, чернокожие водители Uber обсуждали со мной ситуацию на Украине.

Когда вы сказали слово на букву Н, у меня шерсть встала дыбом как у человека, много лет прожившего в Америке.

В Америке говорят black, а в России черный ― это оскорбительно. В России негр не является оскорблением. В Америке наоборот, негр ― оскорбление, а черный ― нет. Поскольку мы в России, я употребила наиболее мягкую формулировку.

Так вот, все чернокожие водители, которых я встречала в Америке, ― именно американцы, а не латиносы, не пуэрториканцы,  ― были исключительно приятными, культурными людьми. Но их такими сделала Америка, она их перемолола. Они развитые, образованные, начитанные, приветливые. Они совершенно никаким образом не доставляют неудобств.

Эмиграция ― такая история, которая действительно очень меняет образ себя. Я думаю, это верно для каждого человека, вряд ли есть какие-то исключения. Правильно ли я понимаю, что именно поэтому вы, возможно, не хотите уезжать совсем далеко и ищете какую-то более русскоязычную, привычную Европу, потому что с образом себя расставаться страшно, больно или просто нежелательно?

Понимаете, как говорил Довлатов, ты на чужом языке теряешь 80% своей личности.

Это называется вторичная языковая сущность. Ее можно развить в себе, она не хуже первичной, она просто другая.

Я не смогу шутить по-английски. Я шучу по-русски, меня любит мое окружение за то, что я все время шучу. Я или бешусь из-за того, что мне какие-то плохие соседи сделали что-то не то, или шучу.

В том и другом случае ваши друзья смеются.

Совершенно верно. У меня нет какого-то промежуточного состояния. Я боюсь, что потеряю возможность шутить, потеряю своего внутреннего шармера. Кем же я буду, если я буду не шармером? Просто частью пейзажа?

Опять-таки, если будет ребенок, его надо увозить. Это тоже история, что ребенок должен жить там. Здесь просто жить небезопасно.

А у вас будет ребенок?

Я боюсь прямо анонсировать, но работа в этом направлении идет.

Похоже, вы уже это сделали.

Беседер, как говорят в Израиле. Тем не менее хотелось бы ребенка увозить в страну, где царство закона, где суды не «позвоночные», где ребенка можно будет отпускать в школу на самокате без охранника.

Кстати, очень интересно, что вы заговорили о ребенке. В какой-то момент вы говорили (не помню, где), что чем меньше женщина готова на отдачу, тем она оказывается счастливее. Ребенок не очень в эту картину мира вписывается, потому что это такая штука, которая постоянно требует отдачи.

Я говорила немножко не так.

Вообще-то это была прямая цитата.

Прямая цитата, но, наверно, чем менее она готова на отдачу мужчине, тем более мужчина дает ей, тем больше она счастлива в отношениях с мужчиной. Что касается отдачи в ребенка, ребенок ― это не инвестиция. Я думаю, что ребенка надо приучать не только брать, но и отдавать. В ребенка надо очень много вкладывать, но тем не менее это не инвестиция.

Как вам кажется, как можно приучать ребенка отдавать?

Осталось одно пирожное ― давай поделимся с папой. Помоги мне выгрузить посуду из посудомойки. Давай ты пойдешь погуляешь с собакой. Мама уберет кладовку, а ты, зайка, уберешь игрушки. Приучать его, что семья ― это не та история, где только «мальчик Витя, мамин Витя, папин Витя из кваpтиpы номеp шесть».

Если женщина живет своей жизнью и не фиксируется на ребенке, как некоторые мамы полностью растворяются, ребенок вырастает счастливым. Огромен соблазн уйти в ребенка с головой. Ребенку от этого душно и неуютно. Я очень много на эту тему работала с психотерапевтом, потому что история растворения в другом у меня ярко выражена.

Это нас с вами объединяет. Вы сейчас сказали, что ребенок не инвестиция. А что тогда, как вам кажется в рамках своей жизни, самая надежная инвестиция?

Я жалею, что я это поздно поняла. Для меня самая лучшая инвестиция ― хорошее образование, желательно не одно. Прекрасная инвестиция ― работа с психотерапевтом.

И это нас с вами тоже объединяет.

Если у тебя здоровая психика, если тебя родители любили не сумасшедшей любовью, а искренней, большой, свободной, если у тебя было счастливое детство, вот это самая лучшая инвестиция. Если ты обеспечишь ребенку счастливое детство, дальше он пойдет сам, сам добьется образования. Главное ― что он захочет к чему-то стремиться сам. У него будет это в голове. Главное ― не стремиться за него.

Кто ваш внутренний критик, в первую очередь с точки зрения того, как вы обращаетесь с собственными финансами, но и вообще в целом? Кто тот самый человек, с которым вы ведете, возможно, внутренний диалог, или кто та самая референтная группа, которой вам важно презентовать любое свое достижение?

Это очень сложный вопрос. Я себя, конечно, ругаю, когда деньги трачу. У меня есть такая история ― потратить все, что есть на карточке.

Очень часто это бывают родители, но не обязательно. Это очень плавающая история.

У меня не идеальные отношения с деньгами. Когда я вижу какой-то красивый антикварный предмет и у меня мало денег на карточке, я все равно его покупаю, потом что-то придумываю, что-то у мужа подвыпрошу. Слава богу, что я научилась разбираться в антикварных вещах. Я ему говорю, что это хорошая вещь, он убеждается, что она хорошая, он рад, что мы ее купили.

А если речь идет не об антикварных вещах? Вы просто говорите: «Мне вот это надо». Он же не во всех вещах разбирается.

Вы знаете, я стала уметь отказывать себе в носибельных вещах. Скажем, я уже не покупаю себе вечерние платья, что-нибудь придумаем, я уже не парюсь на тему того, что у меня нет нового вечернего платья. Один раз сходила ― и все, оно теряет в цене.

А вот ваш вишлист, список желанного, каковы в нем сегодня первые три строчки с точки зрения покупок, того, на что можно деньги потратить?

То есть ребенка и собаку мы в другой список? Главный список ― ребенок и собака.

Это мы уже поняли.

Квартира, машина у меня есть. У меня лежат какие-то украшения с хорошими камнями в банковской ячейке, ничего не надеваю, ничего не интересно. Хороший вопрос: чего я хочу?

Если бы у вас появилась энная сумма, не будем ее озвучивать, на что бы вы потратили деньги?

Из носибельных вещей я хочу зеленую сумку Kelly. Я бы, конечно, построила несколько вольеров для собак, для алабайчиков, которых нужно срочно забирать. Я бы купила мужу какие-нибудь очень дорогие, красивые часы, хотя он совершенно равнодушен к часам, говорит, чтобы не покупала, он все равно будет носить какие-нибудь Seiko.

А зачем бы вы тогда их купили? Просто вам приятно?

Да, мне хотелось бы ему что-то сделать.

А тогда про что часы, если они ему не нужны? Про статус?

Наверно. Он говорит: «Я не ношу, я теряю».

То есть статус, несмотря ни на что, все равно важен, хоть и алабаи, операция на глаза, вольеры, ребенок.

Мне хочется преподнести ему что-то дорогое, от сердца, а его никакой подарок не радует.

Спеть песенку, станцевать победный танец.

Я постоянно пою песенки. Что же мне действительно подарить? Мне хочется мужу подарить что-то дорогое, кроме часов, ничего в голову не идет, а часы он носить не хочет. Наверно, у меня мало в этом списке финансовых потребностей. Мне ничего и не хочется, наверно.

Одна моя подружка живет в Англии, другая в Израиле. Они пересекаются в августе в Монако. Это две мои лучшие подружки. Я бы хотела снять хороший отель в Монако, чтобы вдоволь с девчонками за весь год натрепаться. Вот такая финансовая потребность у меня есть.

Я бы сделала дорогой-дорогой ремонт в подъезде. Я делаю сейчас ремонт среднего класса. Я бы все свои деньги, наверно, вложила в подъезд и двор.

Несмотря на то, что все-таки планируете жизнь на две страны.

Да, я все равно довела бы свой подъезд и двор до идеала.

Вот что я купила бы! Я купила бы графику Лебедева, хорошую книжную графику. Если бы у меня была бы огромная сумма, я бы, наверно, Пименова нашла себе.

Вы бы оставили их в Москве или забрали с собой в Европу?

Графику я бы оставила здесь, она здесь хорошо бы повесилась. Я, наверно, скупила бы «Группу 13» и сделала в музее отдел «Группы 13», назвала бы своим именем. Вот про статус. Я бы в Музее русского импрессионизма, который сейчас открылся, выпросила зал себе и нашпиговала его «Группой 13». Я бы повесила Рыбченкова и объявила его прекрасным русским импрессионистом.

Когда речь заходит о благотворительных проектах, вы сказали, что вся идея про то, чтобы кому-то помогать, в частности, сегодня вы в нашей студии с Аркадием, это то, что вас заботит, во что вы явно вкладываете как деньги, так и душу. Каким образом вы выбираете то, на что готовы жертвовать с точки зрения благотворительности? Вы сказали, что у вас есть та самая десятина. Как вы выбираете, что вас трогает?

На ту беду, которая проходит на расстоянии вытянутой руки. Когда это случается с кем-то из знакомых, например, история с Димой Казниным, я тут же набрала заказов на рекламу, они все попереводили деньги Диме. Когда это человек, которого знаю я, знает кто-то, кого знаю я, и этот человек мне глубоко симпатичен заочно, я тоже включаюсь.

С собаками ― я всю жизнь любила собак. Как-то меня торкнуло, и я включилась в это дело. Надо, чтобы у меня вот здесь отзывалось.

То есть это не рациональный выбор, а скорее абсолютно импульсивный.

Совершенно верно. Рациональный выбор ― это ежемесячный автоматический платеж Навальному в Фонд борьбы с коррупцией и платная подписка на Дождь. Дело в том, что мне подарили бесплатную подписку, но я ее передарила, а сама подписалась. И подписался на Дождь мой супруг, у нас две разные подписки. Это тоже ежемесячный платеж, который автоматически идет с карточки, как-то налажена система, чтобы я на эту тему не парилась.

Если ты не будешь вкладывать в политику, вся твоя забота о собачках и кошечках совершенно бесполезна. Например, в приют БАНО «ЭКО», который стал собачьим Освенцимом, госденьги шли миллионами. Денег хватило бы на то, чтобы пригреть и осчастливить всех бездомных и ненужных собак Москвы и Московской области, вот такие шли средства. Они все были расхищены.

Поэтому пока мы не займемся политикой, пока не будем вкладывать в нее, и собачки будут голодные, и люди будут умирать, мы будем вынуждены помогать каждому несчастному.

Перечисляя свои вложения в политику, вы упомянули свою подписку на телеканал Дождь. У нас как раз сейчас идет марафон «Выбери Дождь» про то, чтобы удвоить или утроить количество наших подписчиков. Это даст нам возможность как-то развиваться. Мы действительно этого очень хотим. Но вы сказали об этом так, как будто это часть какой-то вашей политической сущности. Это для вас политический жест? Вам кажется, что Дождь ― политическая история?

Мне кажется, что Дождь ― это единственный телевизионный очаг правды и объективности, единственное неангажированное телевидение. Поэтому даже если у меня возможность не платить за Дождь (а она у меня есть), я все равно за него плачу. Это мой вклад в свободу слова, в политику. Эта история помогает бороться с коррупцией, с бездарностью власти и помогает доносить до какого-то небольшого количества россиян правду о том, что происходит в стране. Поэтому для меня это очень важно. Если мы не будем поддерживать Дождь, то у нас ничего не останется. Так и будут умирать люди, собачек будут мучить.

 

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски