Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Трудно быть богом. Основатель «Магнита» о нелегкой судьбе предпринимателя
Читать
08:18
0 41532

Трудно быть богом. Основатель «Магнита» о нелегкой судьбе предпринимателя

— Лекции на Дожде

Сергей Галицкий, основатель и гендиректор продуктовой сети «Магнит», выступил с лекцией в бизнес-школе «Сколково». Редкий гость в прессе, по его собственному признанию, пошел на этот шаг после  долгих уговоров ректора «Сколково» Андрея Шаронова. При этом в процессе выступления бизнес-образование он ругал, подчеркивая, что быть бизнесменом дано не каждому, и научиться этому почти невозможно. 

«Вас нельзя научить предпринимательству. Человека, которому за двадцать, можно корректировать, но кардинально не изменить. К этому времени он либо предприниматель, либо одно из двух».

Саму работу бизнесменом он сравнил с заточением, поскольку она подразумевает огромную ответственность и необходимо думать о слишком многих вещах.

«У меня по российским дорогам ездит 6 тысяч грузовиков, 20 тысяч водителей. Когда случается ДТП, я вздрагиваю», — привел пример Галицкий.

По его словам, подобные мысли не дают ему спать по ночам. 

Основатель «Магнита» привык держать под контролем все решения в компании, совещания для него — сущее наказание. Он пожаловался на то, что окружающие его менеджеры «раздуваются от важности до величины канадской жабы» и сыпят умными словами — «многофакторной корреляцией и другим подобным трэшом», тогда как можно выражать свои мысли проще.

 

Полная расшифровка

Когда нужно перестать быть читателем и становиться писателем. Это очень важно, у нас, по-моему, Чубайс так ответил, когда его спросили про одну из книг, которую он написал. «А вы это читали?» — «Я не читатель, я писатель». Когда-то надо становиться писателем, то есть всю жизнь учиться это совершенно бестолковая вещь, потому что человеку отведено какое-то определенное время в жизни. И он должен что-то, тот кто хочет, должен чего-то добиться в жизни. Постоянно читать об успехах других людей — это вырабатывать в себе комплекс неполноценности, который будет все больше и больше расти. Мне кажется, что у многих из предпринимателей получилось потому, что они совершенно не знали, что это точно нельзя сделать. Мне кажется, что, если мы говорим о бизнесе, что это игра ума, то интенсивную нагрузку держать длительное время, это то, что отличает предпринимателя, который может сфокусироваться только на этом, и днем и ночью, и днем и ночью, и днем и ночью нести нагрузку. Было время, когда я ложился спать для того, чтобы быстрей проснуться. И плохо засыпал, потому что голова должна была все время думать, какие-то идеи были все время, что-то там у меня в голове рождалось и так далее. Интенсивность и сфокусированность на одной проблеме, это второе, что отличает предпринимателя. Сейчас я плохо засыпаю, под снотворным, оттого, что куча проблем, а раньше, лет десять назад, было великолепное время, когда было много возможностей, и компания была меньше, и такой ответственности не было, как сейчас. И третье, я думаю, что тебе должно очень повезти. Но не в прямом смысле этого слова, не в лотерейном билете, а две вещи, как мне кажется, тут важны. Первая — это то, что ты должен попасть в сектор, который достаточно свободен. И второе — людей с интеллектом выше, чем у тебя, там не должно быть.

Это странно слышать, что в 48 лет человек говорит о том, что вот интенсивность высокая и все прочее. Но это так. 25 лет в России бизнеса, знаете, в горячих точках идет год за три, кто-то в армии служил, рассказывал, не помню. То есть все-таки количество эмоций, которое испытываешь за 25 лет в России и за границей, это разное количество эмоций. Когда ты находишься постоянно под напряжением, то иногда ты думаешь, лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Этот процесс из тебя ежедневно вытаскивает, вытаскивает энергию, тебе очень тяжело, каждый день тебе тяжелее, поэтому русский предприниматель в 48 — это импортный в 68. Бизнесмен — это достаточно большая специфика, у тебя же нет ничего, нет семьи, нет ничего, ты заковал себя в кабинет 30 квадратных метров и там находишься. Я только 6 или 7 лет назад ездить стал в отпуск, а так 1 января я был на работе, после обеда. Вот смотрите, 6 тысяч грузовиков у меня, когда случается большое ДТП в России, я единственный, кто вздрагивает с невероятной силой. Вот вам смешно, а я не сплю от этого ночами. Потому что твоя ответственность за все это, за вот эти 20 тысяч водителей, которые на твоих 6 тысячах грузовиках могут въехать куда попало, в автобус, во все. И вот таких вещей невероятное количество, которые происходят каждый день. Когда у тебя 260 тысяч работников, ты спишь со снотворным, ты все время в состоянии аффекта находишься, и эта жизнь не нужна большинству людей. Они не будут счастливы.

Предприниматель не должен скулить, ему все равно на государство. Предприниматель это тот, который требует только одного — частной собственности. Бизнесу вообще не надо помогать. Мешать, ну вот это не очень хорошо. Помогать не надо, главное, чтобы для всех были одинаковые условия. Даже если мешают, то всем одинаково. Вот тогда все равно самый сильный выживет.

Кризис — слово, к которому предприниматели странно относятся. Потому что человек, который занимается бизнесом, должен понять, что есть всегда волнообразность, капитализм этим и хорош. Это странное достаточно предпринимательство, когда у всех все постоянно растет. Это вообще, какое-то, не знаю, дорога, билет в одном направлении, то есть ты четко понимаешь, что две фазы есть: есть фаза роста, есть фаза, когда всем тяжело. И это тоже хорошо, наконец-то, когда тяжело, выкидывает с рынка тех, которые малоэффективные.

Мотивацию всегда позволяет сохранить мои большие траты. В ужасе понимаешь, что тебе нужно денег, тебе нужно контроль над компанией сохранить, поэтому ты должен зарабатывать все больше и больше. Я сытый стал, понимаете. То есть голодный — это другое совсем ощущение бизнеса, когда ты на кончиках пальцев чувствуешь, что произойдет, когда ты чувствуешь ту степень риска, которую ты можешь допустить себе.

Если, например, условный вечноголодный Ротерберг присмотрится повнимательнее к вашему бизнесу, как это, например, происходит сейчас с бизнесом Дмитрия Каменщика, есть у вас план действий на такой случай? Задумаетесь ли вы о таком возможном развитии событий? И вообще, что вы в общем-то думаете про такие ситуации в нашей стране? Спасибо.

Первое, если у вас есть какая-то конкретная информация, кто к какому бизнесу присматривается, для этого есть Следственный комитет.

Я считаю, что оскорбление — давать деньги в благотворительные фонды. Потому что, ты так тяжело их зарабатывал, отдаешь наемным менеджерам, многие даже со степенями MBA, они назначают себе зарплаты, и тратят их на борьбу с мушкой-дрозофилой в Антарктиде, и трата ни к чему не приведет. То есть если ты тяжело зарабатывал свои деньги и сам их истратил. Компания ничего не должна. Вот я, как физическое лицо, которое живет в этой стране, я, наверное, как бы должен, но, наверное, это право человека получить удовольствие от того, что он что-то сделает для людей вокруг себя.

Что вштыривает больше всего?

Больше ничего не вштыривает.

Меня пришли послушать, чтобы добиться успеха в бизнесе. Ну, если бы я знал, куда идти, я бы вам точно не сказал. Но в срезе очень сложно уловить в России, лет 15 назад можно было заняться ритейлом, 10 лет назад чем-то еще, и так далее, и так далее. Ниши старые, в старых отраслях, они закрываются. Часто скулят, что фильмов хороших сейчас мало снимается. Не понимают, что это закономерность, просто кино стало старой отраслью. Снято уже все — война, любовь и так далее, и так далее, и так далее. Какие-то новые идеи очень сложно привнести, так и в бизнесе. Какие-то сектора открываются только на стыке, взять, к примеру, упомянотого здесь Джобса, он же был на стыке информационных технологий и дизайна, информационных технологий и каких-то новых продуктов.

Наставник, достаточно унизительно, мне кажется, для свободного человека. То есть ты как бы несвободный, есть тот, кто тебя будет наставлять на путь истинный. Это как-то странно, мы свободные люди, и последний наставник должен быть в средней школе, ну частично в высшей. Все остальное, не должно быть никаких авторитетов. Ты должен быть уважителен к людям, но наставник, это точно не для бизнесмена. Такое, достаточно забавное слово. Если у кого-то есть наставник, то вряд ли он чего-то в бизнесе добьется.

Это то видение, которое сейчас у меня есть, на 7.15 вечера, в 48 лет, вот я сейчас так ощущаю этот бизнес.

 

Фото: Facebook.com/skolkovo/

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века