«Самая сложная съемка в моей жизни». Интервью с фотографом, чей снимок собрал $10 млн пострадавшим в терактах 11 сентября

11/09/2021 - 09:58 (по МСК) Денис Каминев

20 лет назад, 11 сентября сентября 2001 года, самолеты, захваченные террористами, врезались в башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и в здание Пентагона в штате Вирджиния. В результате серии террористических атак погибли почти три тысячи человек. 

Одной из самых известных (в США, но не в России) фотографий того дня стал снимок Томаса Э. Франклина — «Поднятие флага на Граунд-Зиро» (Raising the Flag at Ground Zero). На фотографии изображены трое пожарных, которые поднимают американский флаг на обломках торгового центра. Этот снимок был размещен на почтовой марке США под названием «Герои» — ей можно пользоваться, как обычной, но она продается дороже, а разница идет на благотворительность. Это позволило собрать больше 10 млн долларов семьям погибших и пострадавших в теракте 11 сентября.

Фоторедактор Дождя Денис Каминев поговорил с автором снимка Томасом Э. Франклином, номинантом Пулитцеровской премии и преподавателем университета Монклер в Нью-Джерси, и узнал, как он сделал этот снимок, какие чувства испытал в день атак и как он относится к снимку сейчас.

Джордж Буш во время презентации марки со снимком «Водружение флага на Граунд-Зиро» в Белом доме, 11 марта 2002 года. Первый справа — автор снимка Том Франклин, второй справа — один из пожарных с фотографии Дэн МакВильямсФото: пресс-служба Белого дома

 

О том, как начиналось 11 сентября для Франклина

В 2001 году я был фотографом в газете The Record, довольно крупном издании в Нью-Джерси. Утром 11 сентября я был в редакции раньше обычного — и в офисе ко мне подбежал редактор со словами: «Самолет врезался во Всемирный торговый центр». Редакция находилась не так далеко от Нью-Йорка, и в окно я увидел [пожар], и уже тогда стало ясно, что это не обычное происшествие.

Пока я ехал к торговому центру через Нью-Джерси, самолет врезался во вторую башню. Город от Нью-Йорка отделяют три моста и тоннеля через реку Гудзон — все их перекрыла полиция. Поэтому я отправился в район Эксчейндж-Плейс, который находится прямо напротив Всемирного торгового центра. Там я снял большинство фотографий того дня: врачи оказывали первую помощь пострадавшим, а людей сотнями перевозили через Гудзон на лодках на эту сторону. На фоне было огромное облако дыма от горящего ВТЦ. По-настоящему шокирующая картина.

Чуть позже [я смог добраться до эпицентра]. Я смог договориться, чтобы меня взяли на судно, которое уходило обратно в Нью-Йорк. К этому моменту обрушились уже две башни, а большинство людей эвакуировали, так что когда я добрался до эпицентра, там были в основном полицейские, пожарные и поисковые отряды. Я провел около двух часов, делая снимки поисково-спасательной операции и разрушений — их масштаб поражал.

Как удалось сделать снимок с пожарными и флагом

К пяти часам вечера поисково-спасательные работы приостановили, потому что одно из зданий — седьмой корпус торгового центра — было сильно повреждено и должно было обрушиться (Всемирный торговый центре представлял собой комплекс из семи зданий, корпус, о котором идет речь, обрушился в 17:20 по местному времени — прим. Дождь). Все собрались на юго-западной части Граунд-Зиро (участок Манхэттена, на котором стояли небоскребы торгового центра — прим. Дождь), и оттуда я увидел этих трех пожарных. Я нашел нужную точку и сделал около 24 кадров — все произошло менее, чем за две минуты.

В тот день я снимал на цифровую камеру, карты памяти к которой вмещали по 512 мегабайт информации, а экран на задней панели был диагональю всего около дюйма (примерно три сантиметра — прим. Дождь). В определенный момент у меня закончилось место [в камере], и пришлось удалять фотографии практически вслепую — те, которые повторяли друг друга и те, которые, как мне казалось, были менее важными. Удалять снимки было сумасшествием.

Фото: United States Postal Service

Нужно было возвращаться в редакцию, потому что передать снимки по интернету я не мог — технологии передачи тогда еще не было, для этого нужно было сесть за компьютер, а мой остался в машине на другом берегу реки. Обратно я тоже добрался на лодке. А когда открыл машину, то обнаружил, что мой ноутбук разряжен: я оставил его включенным, чтобы отправить в редакцию пару снимков, потому что думал, что скоро вернусь, а в итоге провел в эпицентре пять-шесть часов. Доехать до редакции я тоже не мог, потому что полиция перекрыла все пути, поэтому мне пришлось сесть в лобби отеля неподалеку и пересылать фотографии — по одной, каждая по 5-10 минут. А фото с пожарными я отправил одним из последних. 

Мобильный тоже не работал, потому что антенна компании, которая нас обслуживала, находилась на крыше одного из разрушенных зданий ВТЦ. Я позвонил в The Record из отеля, и мой фоторедактор только и говорил, что об этом снимке. Вечером он отправил его для распространения в Associated Press, и именно поэтому фотография стала такой популярной — она облетела весь мир. Это был как будто первый «вирусный» снимок, особенно в США.

Дома я поспал пару часов и в семь утра позвонил в офис, сказать, что я еду делать фотографии последствий атак. Мой фоторедактор сказал, что мне нужно приехать в редакцию. Нам звонили сотни людей, которые хотели узнать все про фотографию и кто на ней изображен.

Что чувствовал в момент работы 11 сентября

Мне нужно было отключить эмоции. Я был взволнован, мне было страшно, я был в неведении. Работа фоторепортера — контролировать свои эмоции и документировать происходящее. Это была самая сложная съемка в моей жизни. К тому моменту я работал уже больше 20 лет, повидал многое, но этот день нельзя сравнить ни с чем. Я родился в Нью-Йорке, и эта трагедия стала для меня личной.

Осознавал ли он значимость снимка уже тогда 

И да и нет. Я понимал, что это символичный снимок. Поднятие флага вслед за национальной катастрофой, это, конечно очень значимая сцена. После того, как они спустились с платформы, на которой были, я тоже поднялся туда и сделал несколько снимков, как флаг развевается на ветру, и тогда у меня окончательно не осталось места на флэшках.

Как этот снимок изменил его жизнь

Фотография не изменила меня. Как не изменила и мое желание быть фоторепортером. Я стал известным, и теперь у меня отнимали время интервью и переговоры по использованию снимка где-то еще, кроме моей газеты. Очень стрессовая ситуация, вдобавок к самим терактам, к тому, как они изменили жизнь людей. Мои знакомые работали в ВТЦ, мой брат работал неподалеку — в то время быть нью-йоркцем было трудно и больно, но нужно было работать. Около 300 погибших жили в районе, где выходила наша газета, и нам нужно было писать о них, рассказывать их истории. Это было больно. В то же время я привлек все это внимание из-за снимка. Мы как репортеры не готовы к такому, обычно мы не находимся в центре истории, но со мной произошло так.

Снимок принес мне как внимание, так и ответственность. Разные люди хотели использовать снимок по-разному, в том числе в рекламе, но я убежден, что это не коммерческий продукт. Эта фотография была сделана в худший день американской истории, три тысячи человек были убиты. Снимок — об этом.

Я очень горжусь им. Я горжусь, что он помог собрать 10 миллионов долларов для помощи жертвам терактов. Я не знаю ни одной другой фотографии, которая собрала бы такие средства, во всяком случае, в недавние времена. Популярность снимка не имеет прямого отношения ко мне — она связана с эмоциями, которые люди испытывают при просмотре, и именно к этому я стремлюсь как фотожурналист.