Виктор Ющенко ДОЖДЮ: восток и запад Украины очень разные и по языку, и по культуре, но эти противоречия можно преодолеть

03/12/2013 - 17:11 (по МСК) Павел Лобков

Бывший президент Украины Виктор Ющенко рассказал Павлу Лобкову о том, почему правительство Николая Азарова не удалось отправить в отставку, о «Евромайдане» и о сегодняшней политической ситуации на Украине.

Лобков: Виктор Андреевич, ваше отношение к результату? Итак, провалилась попытка отставки Николая Азарова и правительства. Ожидали ли вы этого или нет? Этот результат в 186 голосов – о чем это говорит? О каком состоянии общества?

Ющенко: Это говорит о том, что правительство, которое привнесло такие большие заблуждения в формировании политического курса, по существу предало те декларации, которые делал президент, само правительство последние, может быть, 8-12 месяцев. Это правительство должно самостоятельно пойти в отставку, никого не прося, а просто иметь честь.

Лобков: Неужели вы в это верите? Вы же знаете Януковича, он был у вас премьер-министром.

Ющенко: Это правило морали. Понимаете? Я бы сказал, что это хороший пример для политики, для общества, когда ты понимаешь, что стал причиной определенного и серьезного конфликта нации, ты должен пойти в отставку.

Лобков: Я знаю, что вы сегодня встречались с двумя другими президентами Украины – с Леонидом Кучмой и с Леонидом Кравчуком. Есть ли какое-то общее мнение у трех президентов, сформировалось по поводу нынешней ситуации политической? Можете ли вы его озвучить?

Ющенко: Вы сделали общие оценки того, что происходит. Более-менее общие взгляды на риски, в которые погружается страна. Я бы сказал, что есть общая рецептура, как выходить из этой ситуации.

Лобков: Какие риски?

Ющенко: 4-5 рисков. Первый риск – дестабилизация.

Лобков: Ну, мы и так это на улице видим.

Ющенко: Если мы сегодня не начинаем поиск формата и организации диалога, далее будет сложнее – это потеря целостности, это потеря декларируемого курса, который был заявлен около года назад о нашем европейском сближении, в конце концов, это возврат к вчерашнему, к старому. Это 4-5 вещей, которые могут стать неуправляемостью этого процесса.

Лобков: И единственным рецептом является добровольная отставка Азарова или не только Азарова?

Ющенко: Нет. И Азарова, и правительства, которое сегодня есть, оно изменило политике - той, которой оно декларировало и присягало последние 12 месяцев. Они уже не являются теми эффективными игроками, теми эффективными генераторами политики, которую в 2005 году, если мы говорим о внешнеполитическом блоке, принес я, политики, дорогой которой шла страна, общество, может быть, последние 7-8 лет. Поэтому отставка правительства – это, скорее, техническое. Во власти сегодня нужны люди, которые возобновят связи с Европейским союзом, которые в состоянии договориться о соответствующей помощи, не только политической, но и экономической, и финансовой в ближайшие несколько недель. Другими словами – нужны люди, которые преданы политическому курсу, который декларировался, который воспитал целую мечту.

Лобков: О себе заявляют эти люди – это Яценюк, это Тягнибок, это Кличко. Вот сейчас это тройка лидеров, которая сформировалась этим Майданом.

Ющенко: Это оппозиция. Мы сегодня говорим о власти, что во власти должны появиться те люди, которые могут реализовать декларируемую европейскую политику. Потому что суть конфликта, который сегодня есть, он начался не с партийной дискуссии, например, 7 дней назад. Партийных лидеров там не было, вышла молодежь, вышли студенты – те, которые больше всего были обмануты новым политическим выбором. Потому что за это время они сформировали свою европейскую мечту и по-другому, чем даже мы, воспринимали европейскую цель. Эти люди вышли. Нужно правительство, которое сегодня быстро и оперативно сможет наладить диалог с ЕС, положить на стол те вещи, которые не были заявлены в предыдущих переговорах.

Лобков: Например?

Ющенко: Финансовые, экономические.

Лобков: В ходе этого протеста изменился повод. Если поначалу это было недовольство тем, что не будет курса на евроинтеграцию, то потом крайне жестокое подавление «Беркутом» демонстрантов вышло на первый план, и теперь повестка дня уже другая. Как вы считаете, сама атака «Беркута» - это была естественная реакция силовых структур или это была чья-то провокация?

Ющенко: Я не думаю, что это естественная реакция, потому что в течение 22 лет  нашей независимости мы никогда не использовали силу и насилие в отношении мирной демонстрации. В нашей новой национальной истории это первый случай, поэтому реакция у всех осуждающая, независимо от того, ты политик или ты студент, или ты относишься к совершенно иным частям нашего общества. Все монолитно и ясно заявляют, что это недопустимо. Конечно, виновные должны понести наказание.

Лобков: И все-таки вы думаете, это приказ министра киевской милиции, это приказ министра внутренних дел или это распоряжение шло с самого верха – от президента – о жестоком подавлении?

Ющенко: В любом случае я считаю, что это не было решение оперативного работника, потому что принимать приказ на подавление мирной демонстрации силой не может иметь звена на уровне милицейских подразделений, в том числе киевских. Я считаю, что это было сформирована позиция серьезного руководства по данному вопросу.

Лобков: Виктор Андреевич, расстановка сил показала, что очень многие главы городов и главы областей даже за Евромайдан, они отпускают студентов, они говорят о том, что, так или иначе, за Евромайдан, например, во Львове это происходит, в Тернополе. Говорит ли это о возможном расколе страны, о том, что это уже некий факт, который только юридически не закреплен?

Ющенко: Я не считаю, что речь идет о расколе страны. Я считаю, что будут находиться силы с одной и с другой стороны, которые могут эксплуатировать эти чувства, радикализировать их, эксплуатировать политически, даже партийно. Это да. А том, что украинцы не имеют взаимных противоречий, я думаю, что это давно известно. Мы разные, разные по отношению или к языку, или к церкви, или к памяти, или к культуре, но это не противоречие. Это наша доля, которая последние 350 лет нас сопровождала. У нас не было своей страны. Мы жили в чужих империях. У нас забирали наш язык, наш букварь, наше письмо, нашу песню. У нас забрали имя, у нас забрали национальную церковь, у нас забрали культуру, память, историю, героев. Что вы хотите, чтобы  с нацией происходило? Вот и происходит это. Я еще раз подчеркиваю, что это не противоречие, это различие. А различие можно преодолеть одним способом – проводить политику национального согласия, проводить политику национального диалога, причем это не год, не пять, не десять.

Лобков: Виктор Андреевич, у вас сложные отношения с Януковичем. Сначала он работал у вас премьером вопреки вашему желанию, потому что это было коалиционное правительство. Начиная с Майдана 2004 года и с его выборов или с отмены выборов, потом вы стали помогать «Партии регионов». Сейчас вы разочарованы в Януковиче, в его позиции, в том, что сегодня, например, он уехал из страны?

Ющенко: Я думаю, что у вас ошибочная интерпретация этих событий. Будучи президентом, я отвечал за законные проведения трех выборов – двух выборов в парламент и одних президентских выборов. Я считаю, что я свои функции выполнил. Выборы, которые прошли в 2006 году в украинский парламент, следующие выборы в украинский парламент, были законные. Все наблюдатели это подтвердили. Президентские выборы. Какая моя миссия была на президентских выборах? Чтобы выборы прошли законно, чтобы голос человека был посчитан, и не было манипуляции. Мы, может быть, впервые провели президентские выборы без сомнений…

Лобков: В 2010 году?

Ющенко: В 2010  году. Что за победителя и за оппонента проголосовало в точности до голоса столько-то миллионов людей. В чем моя вина, скажите, пожалуйста?

Лобков: Нет, разочарованы ли вы в Януковиче?

Ющенко: Что я говорил: знаете, с точки зрения того, что мне бы хотелось видеть украинскую политику идеологическую, потому что она требует замены политического курса, и нам нужны лидеры страны, которые в состоянии сформулировать эту задачу? Я в то время говорил, что для меня Янукович, Тимошенко – это две проблемы с одного источника. Это было решение избирателей. Это не герой моего романа, но я уважаю избирателя. Так говорит демократия. Все остальное – это твои эмоции, которые, пожалуйста, спрячь и будь достоин ситуации. Поэтому я считаю, что то, что произошло в последние 2-3 недели, имеет очень сильный национальный урок. Я убежден, что мы выйдем с этого положения, причем выйдем не по сирийскому варианту, не по египетскому варианту, мы выйдем украинским вариантом. А украинский вариант будет говорить о том, что рано или поздно горячие головы с одной и с другой стороны садятся за круглый стол. Если взаимного уважения не хватает, там будет сидеть международная сторона высокая, которая вызывает доверие одной и другой стороны, и будет сформулирован план диалога.

Лобков: То есть вы за то, чтобы переговоры шли с участием европейских наблюдателей? А что касается России? Вот предлагал Путин трехсторонние переговоры: Россия, Украина и ЕС. Готовы ли вы видеть российскую сторону, как оратора таких переговоров?

Ющенко: Я считаю, что это байка. Если мы говорим о том, что на столе повестка дня европейских отношений, если мы друг друга любим, зачем нам третий? Такой аналогии никогда не было. Мы говорим о принципах взаимоотношений на двустороннем уровне, потому что мы сейчас говорим о дорожной карте, о политике сближения Украины и ЕС. Извините, пожалуйста, что добавит к этому диалогу, к этой практике третья сторона?

Лобков: Россия или США?

Ющенко: И США в том числе. Мы должны понимать, что тот устав, который мы должны понять и адаптировать, те нормы и принципы ЕС, это нормы и принципы, которые обсуждаются с ЕС. Больше ни с кем. Я думаю, что это даже больше не политический, это моральный этикет.

Лобков: Что бы вы, может быть, даже от лица трех президентов свободной Украины, посоветовали сейчас быстро сделать Януковичу?

Ющенко: Восстановить диалог с ЕС, незамедлительно начать переговоры, которые до конца года, как я считаю, должны закончиться положительным урегулированием украино-европейских отношений и подписанием соответствующего соглашения. Найти разрешение в тех аспектах, которые раньше украинской стороной, насколько я понимаю, и европейской стороной не поднимались – это урегулирование разного рода финансовых вопросов, торговых вопросов, экономических вопросов. Это не сложная на сегодняшний день повестка дня после того, как мы прошли урегулирование всех требований по зоне свободной торговли, договориться об экстренной финансовой помощи, думаю, что это не требует большого времени. Третье – организовать диалог.

Лобков: С Майданом?

Ющенко: С Майданом, с тем обществом гражданским, которое сегодня в протесте по определенным политически решениям президента, правительства. Лучше не придумаешь. Нам надо немедленно созывать круглый стол, инициативой должен владеть президент и оппозиция. Думаю, что он должен дать положительные сигналы местной власти, которая последние несколько дней заявила по части вопросу деструктивного, включая и вопросы внутренней безопасности и системе подчинения власти. Ситуация может выйти в ближайшие дни из-под контроля, если президент такой инициативы не продемонстрирует. Это примерное быстрое меню. Конечно, правительство должно подать самостоятельно в отставку, и не надо обращаться и апеллировать к парламенту Украины. Это вопрос чести этих людей, которые сегодня представляют украинское правительство. 

Другие выпуски