«Ренессанс расследований»: число разоблачителей в России растет, а их самих все чаще преследуют

Обсуждаем доклад «Агоры» «Сотня российских разоблачителей» с руководителем и юристом правозащитной группы
09/11/2017 - 12:57 (по МСК) Григорий Алексанян

В России растет число граждан, которые публично разоблачают преступления власти. При этом сами люди все чаще подвергаются уголовным преследованиям, а информация засекречивается, следует из доклада правозащитной группы «Агора». Павел Чиков, руководитель международной правозащитной организации «Агора», и юрист «Агоры» Дамир Гайнутдинов поделились подробностями о своем докладе.

С 1995 года 18 из 100 случаев разоблачений закончились уголовным преследованием разоблачителей, 39 человек были уволены, пятеро стали жертвами насилия. Павел Чиков пояснил, что хотя за точку отсчета взята громкая история 90-ых, подавляющее большинство таких историй приходится на последние десятилетия. «Здесь гигантский толчок получило движение после обращение майора Алексея Дымовского», — добавил он, рассказав подробности.

«Мы живем в середине нового пика, который превышает предыдущий», — объяснил Чиков, добавив также, что это тренд не только российский, но и глобальный. По его словам, во многих демократических странах это является эффективным способом контроля и выявления недостатков системы. Однако при этом в России предпочитают игнорировать разоблачителей. 

«Вопрос не только в уголовном преследовании, а также в том, что разоблачитель рискует — в России нет законодательства, нет правовых гарантий для разоблачителя», — добавил руководитель «Агоры». Он сказал, что ситуация в России противоположна той, что распространена в демократических странах, из-за взаимоотношений системы и разоблачителя. 

Как объяснил Гайнутдинов, «если говорить о корпоративных и трудовых отношениях, надо понимать, что в России, исходя из трудового законодательства, работодатель весьма беззащитен перед работником». Однако при этом в столкновениях с крупными или государственными компаниями «человек защищен гораздо меньше и выступает один на один с государством [или крупной компанией]». По его словам, сложность заключается в соблюдении баланса между тем, чтобы определить, когда важнее донести важную для общества информацию, а когда нужно охранять интересы бизнеса и коммерческую тайну. 

Гайнутдинов объяснил, что есть два основных подхода к проблеме: ООН, согласно которому мотивы не важны, и Европейского суда по правам человека, который учитывает то, что в некоторых ситуациях разоблачитель стремится извлечь личную выгоду или шантажировать работодателя. «На самом деле ключевой аспект должно играть качество раскрываемой информации», — пояснил Гайнутдинов.

Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Также по теме
    Другие выпуски