Украинский политолог Бондаренко: Порошенко придется убрать людей Майдана из власти

07/06/2014 - 22:06 (по МСК) Павел Лобков

Ситуацию на юго-востоке и прошедшую инаугурацию президента Украины Петра Порошенко обсудили с украинским политологом Константином Бондаренко в прямом эфире.

Лобков: Как вы думаете, это поездка, анонсированная Порошенко в Донбасс, принесет ли она какие-то результаты, учитывая сегодняшнюю очень агрессивную реакцию представителей Луганской и Донецкой так называемых республик?

Бондаренко: Дело в том, что поездка может состояться, у нас уже несколько политиков ездили на Донбасс, например, тот же Александр Турчинов, когда-то ездила Юлия Тимошенко, но при этом эти визиты не дали ровно ничего. Вопрос не в том, чтобы поехать в Донецк или в Луганск, вопрос в том, чтобы поехать с конкретной программой и подготовить ее. Я считаю, что если не будут соблюдены какие-то переговоры относительно того, чтобы договориться с теми, кого сегодня Киев называет сепаратистами, без этого ехать сегодня не будет никакой пользы.

Лобков: Порошенко же вроде бы предложил поехать с программой децентрализации. Я понимаю, что слово «федерализация» неприемлемо сейчас в украинском политическом пространстве, поэтому его решили заменить на слово «децентрализация» власти, то есть отдать как можно больше власти регионам. Как вы считаете, устроила бы эта децентрализация восставшие регионы?

Бондаренко: Сейчас лидеры Донецкой и Луганской самопровозглашенных республик заявляют, что не согласятся на федерализацию, децентрализацию, но при том понятно, что должны быть условия для компромисса. И в данной ситуации, если Киев пойдет на то, чтобы обсуждать дефиниции, кто что понимает под федерализацией, а кто что под децентрализацией, я считаю, что это в 90% это идентичные термины, если удастся договориться об этой дефиниции, можно говорить об успешном процессе противостояния. Единственное – сейчас злоба и недоверие настолько высоки, что для того, чтобы их полностью преодолеть, необходимы будут годы.

Лобков: Сейчас речь пошла о формировании команды Порошенко. Называются уже две фигуры, которые вроде бы точно войдут в администрацию, это глава администрации Борис Ложкин, который был медиа-партнером Порошенко, руководил его медиа-активами. И в качестве будущего генерального прокурора называется Виталий Ярема. Может ли совершить Порошенко кадровые преобразования, которые одиозных персонажей, одиозных для востока, они бы устранили с украинского политического поля? Например, Андрей Парубий, который пришел с Майдана, и других персонажей с Майдана, которые, может быть, очень раздражают и не дают возможности переговорному процессу с востоком Украины?

Бондаренко: Честно говоря, мне кажется, что многие персонажи с Майдана раздражают не только восток Украины, но и Порошенко. В данной ситуации я думаю, что вопрос относительно кадровых замещений в том же Совете госбезопасности и обороны – это вопрос очень близкого времени, скоро мы станем свидетелями серьезных кадровых перестановок в разных сферах, в первую очередь в сфере тех органов, которые контролируются президентом по Конституции, на которых президент может ставить своих ставленников без согласия парламента. В данной ситуации мы можем пока говорить очень приблизительно. Есть много данных о том, кто возглавит какое направление, кто будет министром иностранных дел, внутренних дел, генеральным прокурором и так далее. Но в любом случае это будут менее конфликтные, менее одиозные личности, чем те, которые были назначены в феврале.

Лобков: Если действительно так называемая антитеррористическая операция будет свернута, если она будет локализована, может ли это стать путем к примирению или это будет воспринято как поражение и ничем не поможет переговорному процессу? Такое ощущение, что Порошенко находится в тупике, если он сворачивает эту операцию, которая и так вроде не очень успешно идет. При всей этой неуспешности антитеррористической операции свернуть ее сейчас – это поражение, или Порошенко может на это пойти, пользуясь тем, что у него пока очень большой рейтинг?

Бондаренко: Часть населения будет считать, что это поражение, есть часть людей, которая будет говорить, что остановка  - это поражение, это слабость. Но дело в том, что антитеррористическая операция крайне непопулярна в широких кругах, среди простых граждан. И то, что на западе Украины, в Киеве проходят постоянно антивоенные митинги и антивоенные акции, это уже показатель того, что у Порошенко могут появиться новые сторонники.

Электорат Порошенко – это слишком разношерстная масс, это как представители Майдана, так и те, кто считает, что необходима стабилизация, и Порошенко является меньшим злом. Поэтому я думаю, что Порошенко придется сейчас взвесить все за и против и понять, что продолжая антитеррористическую операцию, можно теоритически зачистить Донецк и Луганск так, чтобы не оставить камня на камне, можно в принципе пойти путем бомбардировок и массовых жертв. Но тот ли это результат, который нужен Порошенко?

Лобков: Смотрите, был инаугурирован Кличко, и с каким сопротивлением он столкнулся на Майдане, когда заявил, что неплохо было бы Крещатик почистить. Он вынужден был отделаться заявлениями, что представители Майдана будут моими советниками, они будут на всех заседаниях мэрии. Со стороны активистов Майдана может ли быть оказано сопротивление каким-то миротворческим инициативам Порошенко? И как он может сейчас на них реагировать?

Бондаренко: Естественно, будут противостояния. Но Порошенко должен понять, что он избран президентом не Майдана, а Украины, так же, как Кличко избран не мэром Майдана, а мэром Киева. Именно эта двойственность в сознании, раздвоение, эта невозможность перерезать пуповину, которая связывает наших политиков с Майданом, является их ахиллесовой пятой. Рано или поздно это придется сделать.

Лобков: А каким образом? Не идти же Порошенко, условно, на разгон Майдана. Представляете себе, если он убирает всех людей «Правого сектора» из администрации, то получает то, что получил Янукович вначале пути. То есть он получает митинги сразу на Банковской улице, на Институтской, на Грушевского. Мы это видели по прошлой неделе, когда вновь горели шины в ответ на то, что неплохо было бы почистить Майдан.

Бондаренко: Давайте говорить откровенно: Майдан деградирует, и эта деградация ощущается с каждым днем все сильнее и сильнее. Я думаю, что неделя, другая – и внутри Майдана начнутся те процессы, когда одни силы начнут противостоять другим, разделяться на сторонников и противников нового президента. Я бы не стал преувеличивать роль «Правого сектора» в нынешнем правительстве и в окружении Порошенко, тем более, что у Порошенко никогда не было нормальных отношений с «Правым сектором».

В данной ситуации я считаю, что если кто-то и может противопоставить что-то Порошенко и собрать народ, то это Юлия Тимошенко, которая уже обещала, что после победы Порошенко обязательно возглавить третью волну Майдана. Но третья волна Майдана будет, скорее всего, не из-за того, что кто-то разгоняет Майдан, кто-то пытается убрать палатки и шины с Майдана, третья волна Майдана будет социальная. Если Порошенко не удастся решить экономические вопросы, он понимает, что решить их без тесного сотрудничества, в том числе с Россией, не удастся. Если ему не удастся решить эти вопросы, то к осени могут быть социальные бунты. Это может использовать Тимошенко, как главный оппонент Порошенко, и это может быть главной проблемой для нового президента. 

Другие выпуски