Тихон Дзядко из Берлина – о том, чем займется Ходорковский в ближайшие часы и почему пресс-конференцию вела эмигрантка с Украины

22/12/2013 - 19:20 (по МСК) Мария Макеева

Михаил Ходорковский в воскресенье, 22 декабря, провел в Берлине две пресс-конференции. На обеих побывали наши журналисты, а вторую, которая началась в 16:00 по Москве, мы транслировали в прямом эфире. До этого Ксения Собчак побывала в номере гостиницы Adlon, где остановился бывший владелец «ЮКОСа» – это было его первое телеинтервью на свободе. Основные заявления Ходорковского: политикой он заниматься не будет, претендовать на бизнес-активы «ЮКОСа» не собирается, деньги на жизнь у него есть, Игорю Сечину желает в ближайшее время заняться той работой, которой занимался он сам. Эти и другие подробности -  в твиттер-трансляции закрытой встречи Ходорковского с журналистами и полной версии его большой пресс-конференции.

Тихон Дзядко: Как и предполагалось, вторая пресс-конференция Михаила Ходорковского продлилась 40 минут. Началась она с 20-минутным опозданием, но не в связи с тем, что опоздал Михаил Ходорковский. В зале было такое количество журналистов, что не удавалось их успокоить организаторам предприятия. Фотографы ломились, буквально залезали на стол, за которым сидел Михаил Ходорковский и директор музея Берлинской стены. 20 минут понадобилось охранникам, чтобы ситуацию утихомирить, но эти 20 минут в зале царила давка и практически драка. Дело в том, что людей собралось значительно больше, чем вмещает зал Берлинского музея стены – несколько сотен. Это и русскоговорящие журналисты, и западные, работающие в Москве, и местные немецкие, и журналисты из европейских стран, приехавшие сюда.

Нужно сказать, что в ходе обеих пресс-конференций Михаилу Ходорковскому задавались те самые вопросы, которые все ставили в эти два дня после того, как стало известно, что он помилован президентом Путиным и выходит на свободу. Михаил Ходорковский неизменно, практически одинаково отвечал.

Что он не собирается делать? Он не собирается заниматься политикой в смысле борьбы за власть. Он не хочет заниматься политикой, потому что, по его словам, хочет быть искренним в том, что он говорит и не хочет быть связан какими-то обязательствами, говорить то, что он не думает на самом деле. Также он не собирается заниматься бизнесом. Судьба его потерянных бизнес-активов и борьба за эти бизнес-активы его не интересует, он этим заниматься не намерен. В ближайшее время он не собирается возвращаться в Россию. Это связано с тем, что не урегулированы еще претензии российского государства к нему в плане выплаты штрафа, это еще оспаривается в суде. Как сказал Михаил Ходорковский, если Верховный суд подтвердит позицию Европейского суда по правам человека, тогда он поймет, что нет риска приехать в страну, а затем не иметь возможности из нее выехать, тогда он спокойно вернется на территорию РФ. Очевидно, произойдет это не сегодня и не завтра, в каком-то обозримом будущем этого также не случится.

Что же Михаил Ходорковский собирается делать? Он собирается уделить ближайшее время семье. Известно, что часть его родственников проживают в Швейцарии, поэтому не исключено, что именно в этой стране он и будет находиться. Он этого не говорил, это мое предположение. Кроме того, он собирается заняться общественной деятельностью. На вопрос телеканала ДОЖДЬ о том, что же это за общественная деятельность, насколько она будет связана с политической деятельностью, как это часто происходит в России, он подчеркнул, что прямой политической деятельностью он заниматься не собирается, однако это будет деятельность, направленная, в первую очередь, на усилия в сторону освобождения политических заключенных, на то, чтобы политические заключенные вышли на свободу. Это не только ЮКОСовцы, но и политические заключенные по другим делам, в частности звучало болотное дело.

Кстати, первый вопрос в ходе второй большой пресс-конференции ему задавал не журналист, а Анастасия Рыбаченко, которая, напомню, после болотного дела покинула страну, однако была амнистирована, поэтому имеет возможность вернуться. Так вот, Михаил Ходорковский собирается сделать все, что в его силах, чтобы люди, находящиеся по политическим мотивированным, на его взгляд, причинам в местах лишения свободы, вышли из колоний.

Много говорилось про взаимоотношения с Владимиром Путиным, про взаимоотношения с Владимиром Путиным в момент посадки, в эти 10 лет, что Михаил Ходорковский находился в колонии, про отношение Михаила Ходорковского к Путину после того, как тот подписал прошение о помиловании. Слово «благодарность» не было использовано Ходорковским. Он сказал: «Я рад, что он это подписал».

Вопрос о том, была ли личная неприязнь причиной самого возникновения дела ЮКОСа, Михаил Ходорковский сказал, что он не может об этом судить, но он знает, что все, что было связано с его судьбой в последние 10 лет, было завязано на одном человеке. Имя этого человека Владимир Путин. То судьбоносное февральское совещание 2003 года, на котором Михаил Ходорковский выступил с довольно жесткой критикой ситуации вокруг коррупции и российского бизнеса, было согласовано с администрацией президента, и даже несколько раз администрация это подтверждала. Однако реакция Путина была такой, какой она была. Михаил Ходорковский, по его словам, был этой реакцией удивлен. Знающие Путина люди ему сказали, что «дело плохо», и потом это проявилось через две недели в том, что было заведено уголовное дело.

Еще интересное заявление. Михаил Ходорковский сказал, что не собирается финансировать российскую оппозицию. Вообще, комментируя российскую оппозицию, как и российскую власть, сказал, что главная, на его взгляд, беда, это когда появляется какой-то главный человек, которому российские граждане свою судьбу доверяют, как это происходит с Владимиром Путиным, и, как это, не называя имен, по словам Ходорковского, происходит с российской оппозицией. Это, говорит Михаил Ходорковский, ведет стран в тупик и, собственно, уже привело. В этом тупике, по его словам, Россия сегодня и находится.

Много было вопросов и про тех, кто сидит, и тех, кто сидел, и про тех, кто погиб из сотрудников ЮКОСа. В частности, Василий Алексанян. Азербайджанский журналист спрашивал у Михаила Ходорковского, как он относится к Владимиру Путину в контексте тех бедствий, которые понесли его сотрудники из компании ЮКОС и он лично. Он сказал, что он лично не испытывает каких-то особых эмоций, потому что главное – никто не трогал его семью. На вопрос из зала, а как же Василий Алексанян, Михаил Ходорковский сказал, что это страшный трагический случай, это крест, который он будет нести о конца своих дней, однако, говорит: «Мы знаем тех, кто несет ответственность за это. Не будем сейчас называть имена». Но безнаказанными, по словам Михаила Ходорковского, эти люди не останутся.

Мария Макеева: Известно ли, куда Михаил Ходорковский отправился после пресс-конференции? Какие у него планы на самое ближайшее время?

Дзятко: Все время, пока Михаил Ходорковский давал пресс-конференцию, рядом с ним находились два человека. Это Ольга Писпанен, наша в прошлом коллега, официальный представитель Михаила Ходорковского, а также Александра Хильдебранд – это директор музея Берлинской стены. Она - эмигрантка из Украины. Сначала все были удивлены, что на говорит на чистейшем русском и в равной степени на чистейшем немецком. Так вот, как удалось выяснить, она - вдова человека, который этот музей основал, после его смерти в 2004 году она заняла пост директора. В музее уделено много внимания узникам совести различных стран и эпох.

Что интересно, на обеих пресс-конференциях присутствовали члены семьи Михаила Ходорковского: Павел – его сын и родители. Что касается того, где сейчас находится Михаил Ходорковский, по нашим данным, он сейчас отправился в отель. Продолжит ли Михаил Ходорковский марафон общения с журналистами или отдохнет и пообщается с семьей (а он неоднократно говорил, что хочет уделить время семье) – неизвестно. Исходя из того, как часто он подчеркивал, что общения с семьей ему не хватает, это именно то, чего ему больше всего не хватало все 10 лет, могу предположить, что семья сегодня вечером окажется на первом месте. 

Другие выпуски