Создатели «Веб-наблюдателя» о своем проекте

24/02/2012 - 14:04 (по МСК)
Организаторы и координаторы проекта Алексей Поимцев и Илья Сегалович рассказали, для кого они сделали приложение и каким образом им можно будет пользоваться.

Самсонова: Добрый день. Это программа «Говорите с Тоней Самсоновой» и сегодня у меня в гостях координаторы, организаторы и создатели проекта «Веб-наблюдатель 2012» Алексей Поимцев и Илья Сегалович. Он просил его представить, как волонтер проекта «Веб-наблюдатель», сооснователь компании Яндек, ну, это за скобками. «Веб-наблюдатель» это приложение, которое появится в App Store когда?

Поимцев: В самые ближайшие дни она появится в App Store и даже не только в App Store, а еще в Android Market. Дело в том, что мы разрабатываем две версии, одна под iOS-устройства, и вторая под андроид.

Самсонова: И она для кого?

Поимцев: Она вообще рассчитана на любых людей, которым не безразлична ситуация в стране, которые хотят, чтобы выборы прошли чисто, честно, без каких-либо нарушений. И любой человек может сказать приложение из App Store , или, как я уже сказал из Android Market. Установить на телефон, зафиксировать нарушения и отправить к нам на сервер для того, чтобы эта информация была уже доступна для широкой общественности.

Сегалович: Я могу добавить еще то, такой важный момент, что у нас много будет наблюдателей, которые в первый раз в жизни наблюдатели. Я, например, тоже буду наблюдателем, я записался. Мне очень интересно и я никогда не был наблюдателем, я очень не опытный наблюдатель. Я просто какой-то школьник наблюдатель. И для меня очень важно, чтобы мне была расписана моя домашняя работа, что мне надо сделать. Сделать первое, сделать второе, сделать третье. И вот мы постарались, вернее, Алексей делал, а я руками махал. Вот такую как бы контрольную сделать, подготовить, чтобы человек шел по списочку и аккуратненько ставил, «сделано», «проверено», «все хорошо» и так далее.

Самсонова: Чей все-таки это проект?

Поимцев: Наш.

Сегалович: Это волонтерский.

Самсонова: Наш, ваш, Яндекса?

Сегалович: Нет-нет, Яндекса там вообще нет. Это волонтерский проект. Возник он…

Поимцев: Абсолютно спонтанно.

Сегалович: Абсолютно спонтанно. То есть я был участником общественной комиссии слушания про веб-камеры, мне пришла, не одному мне пришла в голову эта мысль. Я знаю людей, которым мысль пришла в голову раньше. Что вообще-то это не очень эффективный способ контроля, гораздо более эффективно, если бы наблюдатели и члены комиссии могли бы действительно при помощи смартфонов, отмечая какие-то важные вещи, отправляют информацию, фотографируя, проверять ход выборов. И я ее как-то стал высказывать, пропагандировать. Потом написал Хабр. Леша говорит: «Чего ты пишешь? Давай делать». Я его не знал в тот момент. У меня уже группа, мы делаем, ты давай, ты нас там подбил, ты идешь, не идешь? На «слабо» меня взял. Я думаю, ну что делать. Не удобно как-то уже. Раз я уж так разрекламировал, нельзя это все как-то бросать. Я подключился.

Самсонова: Алексей, а кем вы работаете в свободное от активизма время?

Поимцев: В свободное от активизма время я работаю в достаточно крупной компании. К сожалению, я абстрагируюсь от компании, потому что наш проект он абсолютно не принадлежит ни к одной компании, ни к одной партии. Мы просто люди. И это достаточно крупная компания и точно также как и Яндекс, в котором Илья работает, но она останется за скобками.

Самсонова: Разработку приложения оплатил Госдеп, я так понимаю?

Поимцев: Если они оплатили, мы, по крайней мере, пока этих денег не видели.

Сегалович: Честно говоря, вот ребята работают на энтузиазме. Я в первый раз, не первый раз, конечно, у меня очень много было волонтерской деятельности, программистской волонтерской деятельности, у меня, пожалуй, второй проект вот такой. И не так уж много. Я просто восхищен тем, что люди просто все сами, тратят время, ночами работают. Фантастика вообще.

Самсонова: Смотрите, получается, я предполагаю, что в Москве и Петербурге этим приложением будут пользоваться, потому что, во-первых, у многих есть iPhone и устройства с андроидом. Что с регионами? Потому что говорят, что основные вбросы и основные проблемы начнутся в регионах. Вы знаете пенетрейшн устройств с андроида?

Сегалович: Вы знаете, наша задача распространить это как-то. Понимаете, Интернет он не знает в этом смысле регионов и границ. Яндекс, он и в Африке, в общем, тоже Яндекс. И там, я не знаю, tvrain, он и в Африке tvrain. Поэтому человек из Новосибирска с такой же легкостью поставит наше приложение как и человек из Москвы. Другое дело, что где-то лучше, где-то хуже Интернет. Но это не очень сильно коррелирует с регионами, например, 3G в Москве плохой, а 3G, например, в Нижнем Новгороде, хороший. Вот.

Самсонова: А сколько на Россию пользователей устройств с андроидом или с iPhone, с iOS?

Сегалович: Ой, это прямо такой бизнес-вопрос хороший.

Самсонова: Нет, просто примерно понимать, какое количество людей вы можете осчастливить.

Сегалович: Я могу сказать. В 2011-м году, я на такие вопросы отвечаю, когда меня инвесторы Яндекса спрашивают про такие серьезные вещи, про мобильные. Я отвечаю, есть данные. Данные такие: там примерно было 10% продаж в 10-м по-моему, году, продаж, это были устройства сматфоны, андроид и iOS. Соответственно, в 11-м видимо больше, но это продаж. То есть надо понимать, что человек обновляет парк телефона, раз в два-три года. То есть годовые продажи, от них 10%. То есть на самом деле, в общем парке телефонов все-таки поменьше. Но с другой стороны довольно активные люди. И потом, можно одолжить этот телефон. Я сейчас одалживаю несколько телефонов, раздаю знакомым, у которых Symbian. Мы не успели сделать приложение для Symbian, не успели.

Самсонова: Это Nokia.

Сегалович: Да, Nokia. И я говорю: «Слушай, у тебя Symbian. Возьми андроид, будешь ходить с андроидом, недорогим, нажимать на те же кнопки из нашего приложения».

Самсонова: Потенциально мы можем осчастливить там порядка нескольких тысяч или десятков тысяч наблюдателей этим приложением.

Сегалович: Вопрос, какой процент наблюдателей что ли пересекается вот в среде наблюдателей, какой процесс проникновения андроида, iPhone. Это очень хороший вопрос. Я не знаю, 20%, 30%. Одолжить могут.

Поимцев: На самом деле, наблюдатели, они пользуются как Symbian, так и андроидами, так и iPhone. И вопрос немножко в другом. Наше приложение рассчитано не только на официальных наблюдателей, которые пойдут от тех же самых партий, наблюдателей и так далее. Наблюдателем в нашем случае может стать абсолютно любой человек. Дело в том, что если человек является официальным наблюдателем, он обладает несколько большим кредитом доверия, потому что он проверенный, задокументированный человек, подтвердивший свою персону. А обычный человек, который там просто скачал из App Store приложение, точно также может отправлять нам информацию, которая точно также будет обработана, но, приоритет обработки этой информации, разумеется, будет ниже, кредит доверия будет немного ниже, потому что мы просто пока лично не знаем этого человека. В любом случае, любой отчет о проблеме, любой отчет о каких-либо фродовых ситуациях, мошенничестве, оно в любом случае, поступит к нам, в любом случае, будет обработано, и в любом случае, если эта информация действительно честная и объективная, то она опять же будет опубликована, обработана и задействована в дальнейшей активности.

Самсонова: Каким образом к вам стекается информация? каким образом наблюдатели через ваше приложение, что он вам отправляет, собственно?

Поимцев: Смотрите, на самом деле, как я уже сказал, приложение устанавливается на телефон.

Самсонова: Я напомню нашим зрителям, что это приложение «веб-наблюдатель». И есть сайт webnabludatel.org, webnabludatel.ru, но когда оно будет доступно в App Store?

Сегалович: Очень хороший вопрос.

Самсонова: Ok, отложим пока этот вопрос.

Сегалович: Через несколько дней.

Поимцев: Мы рассчитываем, что в течение нескольких дней оно уже будет там. Обратите внимание, вот само приложение, которым могут воспользоваться наши наблюдатели. Здесь интеграция социальными сетями, кроме того, здесь на второй закладке есть, сейчас, я тут выберу что-нибудь.

Самсонова: Адыгея, давайте.

Поимцев: Кабардино-Балкарская республика.

Самсонова: Вы выбираете тип участка, который вы наблюдаете, ТИК или УИК.

Поимцев: Да, совершенно верно. Выбираете ТИК или УИК, выбираете его номер. Вводите информацию о, кто является председателем, кто является секретарем.

Сегалович: Фотографируете вывеску.

Поимцев: Вывеску. Так, секундочку.

Сегалович: У нас есть такое требование. Мы любим, чтобы нам фотографию прислали своего направления и вывески. Потому что есть бумажка, есть человек, нет бумажки, ну…

Самсонова: Да, потом с этим же надо в суд идти, я так понимаю.

Сегалович: Нет, мы-то не пойдем. Если человек сам захочет. Понимаете, это для него такой storage. Понимаете, он им пользуется и сохраняет, по сути, для себя. Потому что эта штука ему позволит этот материал использовать. Потому что он, по сути, документирует на том же сервере, очевидно, когда это случилось, координат, откуда пришла эта фотография, время, когда пришла эта фотография. Это все документируется на сервере. Такой способ удобной документации своей деятельности. Или вы можете, я не знаю, записывать, какие-то штампы ставить на бумажке, или вы можете нажать на кнопочку. Вот, видимо, удобнее кнопочку нажимать.

Поимцев: Вот, смотрите, сейчас, я наконец-то, добавил новый участок, у нас сейчас появляется снизу не большое меню, где, которое представляет собой достаточно простой чек-лист. То есть человек, который приходит на участок, по нашему поставленному нашим совместно с коллегами и «Голоса», кстати их помощь была очень неоценима, потратили много часов, причесывая все вопросы.

Самсонова: Ага, «Голос», значит точно Госдеп. Понятно.

Сегалович: Нет, почему «Голос»? Мы консультировались со всеми. Все материалы которые есть, «Гражданин наблюдатель» очень активно использовались, ЦИКовские материалы использовались. У нас нет никакого в этом месте ассоциирования. В команде разные люди. Мы читаем, если по-русски написано понятно, что проверять, пожалуйста, покажите, мы с удовольствием почитаем и добавим в свое приложение. Нам вот это важно. Кто это написал по-русски, агент Госдепа, не агент Госдепа, не важно. Понимаете, текст хороший, разумный, он так сказать, попадет в приложение.

Самсонова: Объясняет закон.

Сегалович: Да, если он соответствует закону, это то, что надо.

Самсонова: Отлично.

Поимцев: В любом случае, мы проверяем, независимо от того, прислал это Госдеп или Ми-6, мы в любом случае, проверим эту информацию и если она не подходит под наше законодательство, разумеется, она задействована и использована не будет. Собственно говоря, возвращаясь к нашему приложению, к нашему чек-листу. Здесь есть возможность расставить галочки, поместить что у нас нарушено, что у нас не нарушено. Потом в дальнейшем можно просмотреть отчет. Мы видим, у нас тут два нарушения. Разместить информацию в социальных сетях, которыми, вы, допустим, пользуетесь. Потом что еще можно, не только нарушения у нас есть, на самом деле.

Самсонова: Как я отправляю, и куда я отправляю факт нарушения?

Поимцев: Факт нарушения автоматически отправляется на север. Как только у вас расставлены все галочки, в процессе, в это время наше приложение связывается с нашим сервером, отправляет информацию, фото, видео, данные чек-листа и так далее. И, кроме того, если возникает какой-то спорный, даже если отсутствует Интернет, приложение может работать в offline и поэтому как только человек приходит домой, появляется Wi-Fi точка доступа, приложение автоматом все эти данные отправляет. И даже более того, чтобы человеку не было скучно, пока он сидит без интернета на участке…

Самсонова: Там есть тетрис.

Поимцев: Нет, не совсем. У нас здесь есть справочник наблюдателя, с которым человек может ознакомиться, почитать и почерпнуть много нового для себя.

Сегалович: Опять же, в этом справочнике есть ЦИКовский справочник Голосовский справочник. То есть все кто предоставляет справочную информацию для наблюдателя, мы все туда кладем. То есть человек знакомится с, так сказать, важной информацией про корректность выборов. Насколько я понимаю, организации, которые заинтересованы в корректных выборах, их не так много в стране. Вот ЦИК первая такая организация, его задача добиться корректных выборов. Поэтому он, вообще говоря, вот должен быть главным спонсором этого приложения, он должен помогать нам его делать, участвовать, консультировать. И я надеюсь, что с их стороны будет полное понимание и поддержка.

Самсонова: А вы с ними еще не общались по этому поводу?

Сегалович: Я в ходе выборов не напрямую общался, через Минсвязь, но сейчас попытаюсь как-то до них дойти, показать приложение. Что есть у нас в этом месте, нет никакой оппозиционности, очень важный момент. Мы абсолютно открыты и прозрачны. То есть у нас позиция такая, есть люди, программисты, которые про связь, реальности с виртуальным миром. И мы, кажется, примерно понимаем, как эту связь хорошо организовать, как, так сказать, укрепить эту связь и как эту информацию из реального мира правильно размещать в виртуальном мире. Поэтому мы просто…Это вообще говоря, ЦИКовское приложение должно быть, на самом деле, по-хорошему.

Поимцев: Я даже немножко дополню Илью. Дело в том, что мы не только не ассоциируемся ни с одной партией, это действительно, не партия власти, это не оппозиция, не любая из партий оппозиции, не любая из организаций. Но мы открыты для взаимодействия с абсолютно любыми партиями, движениями и так далее. То есть, если придут наблюдатели от «Единой России», которые сейчас не в тренде, наверное, и скажут, мы хотим установить это приложение, потому что мы тоже считаем себя честными людьми, мы хотим, чтобы выборы были честными, или это придет КПРФ, или «Справедливая Россия», не важно, кто бы не пришел. Сказали бы, что мы хотим, чтобы было хорошо, честно. Приложение доступно для всех. Ребята, делайте, наблюдайте.

Сегалович: Это платформа, это технология. Пожалуйста, берите эту технологию, используйте. Вот примерно такая позиция очень технологическая.

Поимцев: Даже еще немножко добавлю. Дело в том, что наше приложение, а именно все наши приложения, серверная часть и приложение для андроида и для iPhone, они доступны для модификации кем угодно. То есть абсолютно открытый исходный код. То есть любой человек может зайти, проверить, нет ли там каких-то подводных камней в нашем приложении. Есть ли у него…

Сегалович: Нет ли там червей от Госдепа или каких-нибудь хитрых кодов от ЦИКов и так далее.

Самсонова: Вы будете как-то адригировать информацию, которая к вас стечется по итогам выборов?

Сегалович: Значит, главное сохранить ее. Мы еще до конца не проработали как мы будем ее визуализировать. То есть, очевидно, для людей, которых, наблюдателей, которых мы сможем валидировать, потому что, мы не единственное приложение, есть приложение, которое разрабатывает «Яблоко», еще кто-то. Они пытаются создать единую базу наблюдателей. Мы попытаемся с ними, собственно, уже договоренность есть, попытаемся так организовать процесс, чтобы происходило автоматическая валидация реальных наблюдателей. Кроме того, мы посадим, Луша нашел волонтеров, и они будут смотреть на эти присланные фотки, тоже будут нажимать на кнопочку, это вроде хороший человек.

Поимцев: Честный или не честный человек.

Сегалович: То есть мы как-то попытаемся разделить поток на более менее валидированный, не валидированный. С валидированным мы будем большую часть показывать. Что конкретно, мы еще не до конца проработали. Например, сейчас все говорят, видео нельзя показывать. Мы подумаем еще, мы должны проработать, надо ли в он-лайне показывать видео. Но, то, что мы его точно будем сохранять, то, что будут ссылки, так сказать, и информация текстовая, совершенно точно, которую люди присылают, это очевидно. И плюс, это такое разделение на людей, которые просто с улицы, и более-менее понятных наблюдателей.

Самсонова: Будет ли какая-то информация. На каком количестве участков обнаружены нарушения…

Сегалович: Агрегирована.

Самсонова: Агрегирована. Это все опубликуется.

Поимцев: Вся информация статистическая, и уже более детально, разумеется, будет доступна, будет располагаться на нашем сервере, сайте webnabludatel.ru, и любой человек сможет ознакомиться, допустим, человек, допустим, из Саратова, Волгограда, может зайти на сайт, найти свой участок, на котором был, на котором он выступал как наблюдатель и заметить, действительно ли все нарушения, которые он отправлял, все ли они там зафиксированы, и собственно говоря, как на других участках, какая ситуация на соседних, допустим, участках. Действительно ли все так плохо или там есть какая-либо надежда, что выборы пройдут честно.

Самсонова: И последний вопрос. Все-таки нужен Интернет для того, чтобы это все отправлять.

Сегалович: Да.

Самсонова: И с этим, казалось бы, проблем нет, ведь веб-камеры работают через Интернет на каждом участке. Вы как-то подсоединяетесь к ним, к их каналу?

Сегалович: Нет, к сожалению, я пытался, это уже был мой личный проект, никак не связанный с этим проектом, договориться про Wi-Fi на участках, но пока вроде все не очень здорово. То есть. Wi-Fi на участках нет, есть в школах довольно в большом количестве, между прочим, Wi-Fi, но как бы организовывать Wi-Fi для наблюдателей, Wi-Fi для членов комиссии. Эта мысль она пока не пришла в голову ЦИКу. Но, может быть, на следующих выборах, может быть еще на следующих, у нас жизнь длинная, 12 лет, 15 лет.

Самсонова: Ну что ж, это создатели проекта «веб-наблюдатель». Когда ждать App Store все-таки? Когда скачивать приложение?

Поимцев: Я думаю, денька через четыре.

Сегалович: Не знаю, посмотрим.

Самсонова: Денька через четыре.

Сегалович: Мы обязательно, сейчас самое главное, зайдите на сайтик, оставьте свой e-mail, мы вам пришлем ссылочку.

Поимцев: Как только у нас уже приложение появится в App Store , или у нас появятся какие-либо новости, интересные, собственно, для будущих наших наблюдателей, мы пришлем всю информацию, которая только у нас есть. Не забудьте, собственно, сайт, webnabludatel.ru. заходите туда, в формочке заполняете свой e-mail, нажимаете отправить, и буквально в самое ближайшее время к вам придет информация. Я надеюсь самая, самая позитивная, что мы ждем вас для участия в нашей системе наблюдения за выборами.
Также по теме
    Другие выпуски