Ученые: человеческому мозгу уже некуда расти

02/08/2011 - 23:57 (по МСК) Татьяна Арно, Дмитрий Казнин

Человечеству не суждено стать умнее. Мозг Хомо Сапиенс, достиг пределов своего развития. К такому выводу пришли учёные из Кембриджского университета. В студии телеканала ДОЖДЬ - Александр Каплан, профессор и руководитель группы изучения мозга человека биологического факультета МГУ.

Они выяснили, что для дальнейшей эволюции головному мозгу понадобится огромное количество дополнительной энергии и кислорода, а взять их уже неоткуда. Получается, что есть предел информации, которую мы физически способны обрабатывать.

Новость из Кембриджа, появившаяся в английской прессе, вызвала бурную дискуссию в научном сообществе. При этом британцев поддержали, например, авторитетные учёные из Нидерландов.

Специалисты медицинского центра в Утрехте пояснили: работоспособность мозга обеспечивают связи между его различными областями. Для того, чтобы стать умнее, эти связи нужно развивать как можно активнее. И в определённый момент для этого действительно может не хватить энергии.

Но и в этом случае остается возможность эволюции мозга – генетические изменения. На это обращают внимание российские учёные и подчёркивают: возможности мозга человек до сих пор использует не полностью.

Казнин: Поясните, мы все-таки в этом профаны, действительно ли такое утверждение ученые Кембриджского университета сделали про то, что все, предел?

Каплан: Да, вы знаете, ученые Кембриджского университета - это хорошо известные ученые и реально их работы известны давно. Можно сказать, где-то 10 лет назад была опубликована первая работа, где было сказано, что энергия - это то, что ограничивает развитие мозга. Но мы сейчас говорим «развитие» и «эволюция», немножко разные тут вещи. Я хочу напомнить известный факт про энергию. Дело в том, что мозг составляет 2-3% от веса тела, а энергии потребляет 20%, то есть это действительно дорогой орган. Это все равно, что маленькая машинка, но бензин для нее стоит очень дорого. Вот примерно такая ситуация с этим мозгом. И действительно, это известно не только сейчас стало, это известно лет тридцать, высказываются гипотезы о том, что именно недостаток энергии сковывает развитие мозга, и в свое время, есть такие гипотезы, организм был перед выбором: увеличить мозг, вес мозга и тогда сразу в десятки раз увеличивается потребление кислорода и питательных веществ, потому что 1% веса мозга - это сразу 10% энергии тела. То есть, еще раз увеличить там на 10% и для тела уже нет энергии.

Арно: А как насчет стимуляторов для мозга? Я не знаю, как в Фильме «Газонокосильщик», когда его там облучали чем-то, стремительно становился умнее. Такое возможно?

Каплан: Ну, «Газонокосильщик», это же не реальные факты, выдумать можно все, что угодно. Я хочу немножко продолжить этот момент, что в какой-то момент природа стала перед выбором: как быть? Как увеличить вес мозга? Пришлось отказаться от кишечника. И вот где-то там, на подступах к человеку, пришлось сократить кишечник, чтобы не потреблять энергию. И каким образом мозг увеличивали за счет сокращения кишечника: человек и предыдущие немножко к нему близкие по эволюции существа стали употреблять более проработанную пищу. Например, которая уже была сделана на огне, термически обработанную. Это было легче для кишечника, и тогда можно было использовать меньше его длину. Вот, тем не менее, несмотря на то, что гипотезы высказываются и сейчас о важности энергии, это было учтено эволюцией. Дело в том, что сейчас у тела человека нет, так сказать, компенсации, нечем заплатить за дальнейшее увеличение веса мозга. Здесь мы поставлены перед фактом, что дальнейшее увеличение размеров, увеличение нейронной массы проблематично.

Казнин: А скажите, ведь от бактерий до того, что мы сейчас представляем из себя, сколько прошло, я там не знаю, тысячелетий…

Каплан: Миллиарды лет.

Казнин: Миллиарды лет, хорошо. Но, ведь это невероятное превращение, и вполне возможное такое же превращение ждет человека и дальше? Некое превращение, которое мы даже представить не можем? Может быть, и с мозгом то же самое, мы просто еще не представляем, что может произойти?

Каплан: Маловероятно. Вы знаете, вот почему бактерии быстро привыкают к антибиотикам? Да потому что у них поколений очень много, их очень много. Они буквально там за год могут сгенерировать тысячу поколений. А все-таки у человека поколение - 20 лет. И считается, что с момента, с тех времен, когда человек стал человеком, когда он вышел из пещер Краманьона, это 40 тысяч лет всего назад, считается, если мы возьмем ребенка из той пещеры и посадим сейчас за парту, он выучится точно также как обычный человек. Ничего не произошло. Нет фактора, который приводит к уничтожению, так сказать, неприспособленных. Наоборот, медицина и вспомосуществование общественное приводит к тому, что и слабые выживают, и сильные выживают, и умные, и не очень, способный и так далее, и так далее.

Казнин: Повторю все-таки вопрос Тани, а искусственное воздействие?

Арно: Или внедрить микро-чип? Ну, хоть какую-нибудь зацепочку нам дайте.

Каплан: Вы знаете, в принципе мы сейчас все с чипами ходим. Есть у вас телефонный аппарат, мобильный - это чип, только вы его зашиваете не под кожу, а кладете в карман. Но дело в том, что внедрить чип в мозг, мне кажется, это, во-первых, бесперспективное дело, а во-вторых, антигуманистическое.

Арно: А стимуляция мозга?

Каплан: Стимуляция мозга? Вы имеет в виду фармакологическими веществами?

Арно: Ну, да.

Каплан: Например?

Арно: Током, я не знаю. Вам лучше знать.

Каплан: Вы знаете, это все быстро исчерпывает резервы мозга. Просто биохимики и физиологи прекрасно знают, чем это оборачивается. Во-первых, человек становится зависимым, а во-вторых, быстро исчерпываются резервы. Стимулятор приводит к тому, что сегодня можно выйти на передачу, сдать экзамен и так далее, но завтра придется отдыхать уже полный день.

Казнин: Скажите, тогда на понятном материале. Вот, один человек способен изучить там, я не знаю, 20 языков, у него невероятные математические способности, при этом он играет на пяти музыкальных инструментах, и у него невероятное системное мышление. Другой человек на все это не способен. Можно сделать так, чтобы подтянуть отстающих?

Каплан: Здесь очень велик генетический фактор. В психологии есть такое понятие «общие способности»: человек рождается с определенным уровнем общих способностей. Это платформа, на которой дальше можно развивать жизнь.

Казнин: Люди не равны изначально?

Каплан: Генетически не равны. Но дело в том, что дальнейшая жизнь, родители, семья, школа и так далее могут очень сильно компенсировать генетические недостатки. Недостаток общих способностей, и так далее. Но все-таки не бесконечно. Это как вышедший с утра все равно опередит того, кто вышел после обеда.