Православная церковь готова признать не только День святого Валентина, но и Гарри Поттера

14/02/2012 - 22:51 (по МСК) Татьяна Арно
Сегодня впервые Русская православная церковь отслужила молебен в день Святого Валентина – раньше этот праздник считался идеологически чуждым. При этом в церковном календаре уже есть два дня, посвященных святым с этим именем: 19 июня празднуют день Валентина Римлянина, а 21 августа – епископа и великомученика IV века Валентина Интерамского. О празднике всех влюбленных с православной точки зрения поговорили с Константином Беремешем, сотрудник Синодального отдела по делам молодёжи Московского Патриархата Русской Православной Церкви, и отцом Дмитрием (Першиным).

Лобков: Мы пытаемся выяснить, как сочетается вот этот культ сердечек с православием, почему сегодня был отслужен официальный молебен и, собственно, что вообще происходит с католическим праздником, ведь Хэллоуин мы не отмечаем.

Першин: Давайте сразу уточним. Сегодня мы совершали не только молебен, но и литургию и она была посвящена умножению любви. Есть древний чин, в который мы молимся о том, чтобы любви в нашем мире стало больше, чтобы меньше было конфликтов, злобы, обид, раздражительности.

Лобков: Есть какое-то совпадение? Там совпадение, здесь совпадение. Ну, с днем 14 февраля совпадение быть не может.

Першин: Поэтому в этот день, поскольку действительно весь интернет, вся молодежь, все дети думают о любви, о влюбленности, мы посчитали очень важным вспомнить о том, что этот день Святого Валентина, который действительно был, только он русской церковью почитается и вспоминается его память не 21, а 12 августа.

Лобков: Это напоминает борьбу за электорат, честно говоря. Раз уже молодежь ходит…

Першин: Это напоминает борьбу за любовь. Потому что, к сожалению, это светлое чувство, оно действительно втоптано в грязь, в том числе, рекламными технологиями. Потому что во многих школах этот день превратили в день контрацепции. Так вот, нам бы хотелось, чтобы мы в этот день вспомнили о любви.

Лобков: Мне кажется, этот день превратили, прежде всего, в день конфетно-букетной индустрии, и сделала это англичанка в викторианские времена, которая впервые начала делать рукодельные сердечки и с этого началась коммерциализация этого дня. Знаете об этом?

Першин: Я боюсь, что здесь мы с вами не согласимся. Гораздо раньше, задолго до викторианских времен, в IVX веке Чосер, английский писатель, в «Кентерберийских рассказах» упоминает о мученике Валентине, который в 258-м году погиб вместе с обращенным им ко Христу молодежью. Там, кстати, не было никаких любовных историй, он просто обратил ко Христу. Так вот, его очень почитали как покровителя семьи.

Арно: А кто принял вот это решение в этом году, 2012-м, наконец, начать так сказать, праздновать и служить?

Першин: Мы не празднуем День Валентина.

Арно: Не празднуете, хорошо. Служить.

Першин: Мы как раз привносим иные смыслы. Это решение было принято миссионерской комиссией при епархиальном совете города Москвы, получило благословение о священноначалии, и вот этим древним чином об умножении любви мы сегодня служили литургию, и телеканал ДОЖДЬ снимал, и в новостные блоки это было внесено.

Лобков: Константин, скажите, пожалуйста, вы сегодня, будучи человеком воцерковленным, вы своим, я не знаю, у вас же есть любимая девушка или жена, вы будете дарить подарки такого рода или какие-то розы или ленточки, посылать SMSки?

Беремеш: На самом деле, я пока не женат. Конечно, без дружбы любви не может быть. Я думаю, что дарить надо подарки ежедневно.

Лобков: Вы уклоняетесь от вопроса. Сегодня вот. Специальные подарки.

Арно: Уже можно.

Беремеш: Сегодня я помолился за своих ближних.

Лобков: Но это можно делать каждый день.

Беремеш: Но вот сегодня особенная у нас была служба, умножение любви и как раз вот…

Арно: А как прихожане реагировали, впервые оказавшись на подобной службе?

Першин: Вы знаете, поразительным образом. Пожилые наши прихожанки, бабушки, они просто там сияли, потому что наш мир - это мир одиночеств, и вдруг оказывается, что кто-то вспомнил о любви. Ведь любовь, она и пожилым людям важна, и внукам их важна, и детям важна. Поэтому здесь какая-то удивительная совершенно вот такая, сказали, не консолидация, а единство.

Лобков: У нас 31 октября будет канун Дня всех святых, который отмечается тоже таким же коммерческим образом. Хэллуин - это индустрия масок всяких, грима и так далее. Вот перед 31-м может быть перед Хэллуином тоже будет служба какая-нибудь?

Першин: Давайте уточним. То что происходит на Хэллуин, просто сразу поясним, это… Наша задача, чтобы День Валентина не превратился в Хэллуин любви. Вот когда-то католическая церковь потеряла этот праздник. Это был День всех святых, именно всех святых, которых очень почитали. В этот день был очень большой праздник для католичества, а он выродился. И вот он выродился в такую темную непонятную истерику, которая захлестывает города. На мой взгляд, вот моя точка зрения, почему в России это стало популярным - потому что директорам школ выгодно в этот день: дети, дискотеки, что-то там, английский язык. Надо возвращаться в этот день к великой христианской традиции английской - это Шекспир, это тот же Чосер, это многие другие авторы, не буду их называть. К ним надо обращаться. Не рога себе приделывать, а вспоминать о шотландских, о кельтских культах традиции. Вот, что должно быть в этот день.

Лобков: Ну, а в День Святого Валентина?

Першин: А в День Святого Валентина, поскольку этот день пока еще не ушел совсем в темную зону, надо вернуть ему изначальный смысл. И благодаря Чосеру это возможно. Потому что, с одной стороны, мы возвращаемся к святому, который действительно жизнь отдал свою за высшую любовь…

Лобков: Сложно. Там было три Валентина и никто из них не венчал, все трое.

Першин: Совершенно верно. Мифология создается.

Лобков: Это все мифология, «Золотая легенда», XII век, оттуда все растет.

Першин: А с другой стороны, именно у Чосера, из его рассказов Джоан Роулинг взяла сюжет для Гарри Поттера.

Лобков: Я удивляюсь все-таки гибкости православной церкви: и Гарри Поттер, и Джоан Роулинг, и Чосер, и все это как*то вот так себя…

Арно: И Пояс Богородицы.

Першин: Позвольте, я закончу. Так вот, Гарри Поттер - это книга, которая выстроена на идее любви, где родители собой закрывают ребенка, Гарри Поттера, потом он собой закрывает тещу будущую в самой последней книге. И добрые герои там отдают себя, чтобы спасти всех, в том числе, кстати, и злых. Вот это возможность нам прийти к нашим детям с другой новостью, с другой историей, с совершенно другими интонациями. К младшим - про Гарри Поттера, к более старшим - о мученике Валентине и о той любви, которая, действительно, коренится в дружбе. Знаете, ведь любовь, это не только телесные какие-то инстинкты - это та тишина, в которой люди могут рядом находиться, не общаясь, может быть, ничего не делает, но им хорошо. Вот к этому надо придти.

Арно: У Гарри Поттера была, оказывается, теща? Я не знала.

Першин: Будущая теща. Если вы читали эту книгу и ее эпилог, там это есть.

Лобков: Я вспоминаю 2004-й год и призывы екатеринбургской, в частности, епархии запретить чтение «Гарри Поттера» как произведение, пропагандирующее сатанизм. Значит, и в церкви что-то меняется?

Першин: Нет. В церкви есть разные мнения по разным вопросам. Это мнение ушло в прошлое. Знаете, почему это было? Потому что ужасно были переведены первые пять книг, были переведены просто жутким языком, особенно первые три. Они получили все антипремии, какие возможно, изуродовали прекрасный текст. Поэтому надо обращаться или к английской версии, или к хорошим интернет-переводам, которые, к сожалению, заблокированы издательством «РОСМЭН». И как ответная реакция, люди просто сказали, что это не то. Но если посмотреть исходник, прочитать английский текст - это язык Диккенса, это язык Шекспира - это прекрасный текст.

Лобков: Ну что же, я вижу, что православная церковь аккумулирует прямо мировые традиции, все, которые можно. Спасибо огромное за то, что вы пришли и кое-что нам разъяснили.

Першин: Можно я валентинку в эфире?..

Лобков: Давайте.

Першин: Всем нашим зрителям. Я напомню, что первую валентинку Господь нам всем адресует. Если мы откроем Библию, то первые слова Богу человеку знаете какие? Это не запрет. Это слова: любите друг друга, плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю, будьте счастливы, создавайте семьи. Потому что семья - это школа любви. Здесь мы учимся жертвовать друг другу чем-то, с тем, чтобы научиться любить Бога.
Также по теме
    Другие выпуски