Умерла Марина Салье, первый противник Владимира Путина

21/03/2012 - 18:55 (по МСК) Ольга Писпанен, Дмитрий Казнин
Сегодня не стало Марины Салье. Она была главой комиссии Санкт-Петербургского горсовета, которая анализировала деятельность председателя комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга Владимира Путина. Затем возглавляла Свободную демократическую партию России, в последнее время была членом Партии народной свободы.

О политике, ученом, бывшем депутате Ленсовета и несгибаемом гражданском активисте рассказал наш коллега Павел Лобков, который знал Марину Салье.

Лобков: Марина Евгеньевна производила удивительное впечатление: достаточно грузная дама, которая обладала бесконечной энергией, что возможно, объяснялось геологическим прошлым. Дело в том, что в политику она пришла как и очень многие тогда, как и Собчак, из науки - она была сотрудником Института геологии докембрия, полевым геологом, привыкшим таскать рюкзаки по 70 килограмм с образцами. И, конечно, звездным часом ее карьеры была работа в Комитете по продовольствию. Напомню, что тогда в Петербурге в 91-92-х годах до либерализации цен были огромные проблемы с продовольствием, которых в городе осталось буквально на два, на три дня, и она занималась расследованием так называемых бартерных сделок, когда фирмы получали лицензию на вывоз за границу сырья в обмен на продовольствие. Она очень долго в последние годы жила в уединенном поселке недалеко от Пушкинских гор. Буквально недавно 10 февраля, появилась на митинге в Петербурге.

Салье: Я хочу, чтобы дело Путина, которым я занимаюсь с 92-го года, было доведено до суда. Поднимите вверх руки, посмотрите, сколько нас, возьмитесь за руки, мы будем вместе и вместе мы победим.

Лобков: Впрочем, коллеги Путина, те, кто работал тогда в Комитете по внешним связям, а это такие люди как Алексей Миллер, Владимир Чуров, Дмитрий Медведев (правда, Дмитрий Медведев работал на договорных условиях) и их коллеги по петербуржской мэрии довольно скептически расценивали тогдашние попытки комиссии Салье снять с должности Владимира Путина. Она этого требовала тогда в 92-м году. И вот что об этом сказал Альфред Кох, который тогда занимался несколько иным направлением - он возглавлял Комитет по управлению имуществом города Петербурга.

Кох: Она типичный правозащитник, откровенно говоря, как парламентарий, как член городского совета. Я не уверен, что она была слишком эффективной. Она объединяла вокруг себя, в основном, демократов, как говорится, первой волны, первого призыва и, в общем, они в большей степени обсуждали, по-моему, права человека, какие-то, так сказать, общие демократические принципы, чем конкретно какие-то детали управления городом и так далее.

Лобков: Тем не мене, Салье унесла с собой из Ленсовета многотонный доклад о бартерных сделках. В частности, там фигурирует такая организация, как «Киришиоргсинтез», которая вывозила за границу огромное количество топлива, взамен получая продукты. Интересно, что внешними отношениями «Киришиоргсинтезе» тогда занимался Геннадий Тимченко, человек, фамилия которого достаточно часто сейчас звучит в прессе. В общем, Марина Салье знала дела всех практически представителей современного истеблишмента. И уже в деревне она давала интервью довольно редко. Но вот одно из редких интервью, которое она давала « Радио Свобода».

Салье: Фирмы были явно совершенно подставные, однодневки. Лицензии выдавались нашим питерским, ленинградским еще тогда, я не помню уже по числам, питерским Комитетом по внешнеэкономическим связям, то есть Путиным. Подписывал лицензии или он сам (редко), либо его заместитель Аникин, имя не помню. Да, они не имели право выдавать этих лицензий. И товары эти, эти товары, уходили за рубеж.

Лобков: Ну, а продовольствия в обмен по многим этим сделкам не приходило. Претензия была тогда к комиссии Салье. Им удалось 14 января 91-го года вызвать Путина на ковер в Ленсовет, и Путин на этом историческом теперь уже отчете заявил, что «не вы меня назначали, не вам меня снимать» и отказался предоставить многие документы по этим сделкам, говоря о том, что они представляют собой коммерческую тайну. Марина Салье уехала в деревню. Недавно она завела себе страницу Facebook с ограниченными возможностями: ей нельзя было написать сообщение, нельзя было добавить в друзья. Она иногда какие-то публицистические статьи там публиковала. Но вот что говорят ее бывшие сотрудники о том, почему в 2000 году они приняла решение о внутренней эмиграции в глубинку Псковской области.

Макаров: В определенный момент она получила от Владимира Владимировича Путина поздравление с Новым годом, совершенно неожиданное, поскольку, как я понимаю, ни до, ни после она таких писем не получала. И она, в общем, сочла, вспомнив о своих этих расследованиях, по которым не было получено результата, она сочла, в общем, наверное, за благо перейти к некоему уединенному образу жизни.

Лобков: Ну, думаю, что сегодня будет очень много комментариев и соратников, и противников Марины Евгеньевны Салье и все сойдутся, естественно на том, что ушла эпоха первых демократов, что они – романтики - покидают нас. В общем, тот набор дежурных фраз, которые сопровождают каждый раз уход такого масштабного человека, заложившей основы современной очень противоречивой демократии в России.
Также по теме
    Другие выпуски