Политолог Александр Кынев: Участие Ильи Варламова в выборах мэра Омска на руку власти

17/04/2012 - 22:54 (по МСК) Ольга Писпанен, Дмитрий Казнин
Общегражданским кандидатом на пост мэра Омска выбран блогер Илья Варламов.

Сегодня утром в Омске состоялось заседание избиркома праймериз «Гражданин мэр». Вторым по результатам голосования с результатом 17% стал преподаватель и журналист Игорь Федоров, активист проекта «Гражданский план «Омск 300».

Теперь для регистрации в качестве кандидата на пост мэра города Илье Варламову предстоит собрать подписи избирателей – порядка девяти тысяч, причем таким образом, чтобы они были признаны избиркомом действительными. Выборы мэра Омска намечены на 17 июня 2012 года.

Станет ли Омск в один ряд с Ярославлем, где победил оппозиционный кандидат, и Астраханью, где уже больше месяца голодает бывший кандидат на пост мэра Олег Шеин? Поговорили об этом с политологом Александром Кыневым. 

Писпанен: Как вы считаете, удастся ли Илье Варламову, московскому блоггеру, собрать за один месяц почти 10 тысяч подписей, да так, чтобы избирком признал их действительными?

Кынев: Я думаю, что господина Варламова могут зарегистрировать в единственном случае, если власть ему поможет, поскольку в его выдвижении может быть практический смысл раскола протестного электората, и тем самым работа на кандидата от власти. Никаких перспектив победить у господина Варламова нет и быть не может. Я думаю, его участие в выборах может объяснятся 2-мя причинами: первое - это безответственный авантюризм, то есть, попытка лично попиариться, без полного учета специфики региона, политической ситуации в стране, и последствий для имиджа оппозиции в самых ее разных видах; либо вариант второй - это сознательная провокация, но провокация организаторов выборов, либо в целом против оппозиции с тем, чтобы ее дискредитировать, показать, что, смотрите, как москвичи к нам относятся, как все это несерьезно и так далее, и проводить это все максимально карикатурно; либо, как я уже сказал, как вариант раскола протестного электората, поскольку главная борьба, конечно, в Омске идет совсем не между господином Варламовым, а между другими кандидатами. Сейчас, я думаю, в ближайшие дни мы будем знать список, но есть примерный топ-лист потенциальных фаворитов. Это глава городского Совета Двораковский, который, видимо, при поддержке «Единой России» пойдет как независимый кандидат; но там есть и возможно второй единоросс, глава одного из районов города – Стрельцов; и возможно одного кандидата будет поддерживать уходящий губернатор, а другого – бывший мэр. Очень сильные там коммунисты исторически, и на выборы в Госдуму на территории города Омск именно как раз КПРФ показала очень хороший результат. У них есть довольно харизматичный политик омский, сейчас живущий в Москве – Олег Смолин, многие, наверное, знают, это знаменитый слепой депутат, он, конечно, никуда не баллотируется, но тем не менее его поддержка будет иметь очень большое значение. Неизвестно, коммунисты выдвинут ли своего кандидата, либо они поддержат независимого? Сейчас ведутся переговоры, я думаю, в любом случае, этот человек тоже будет иметь хорошие шансы. И вот здесь ситуация раскола возможного электората провластного и раскола оппозиционного; как раз участие дополнительного кандидата может сыграть на руку власти в первую очередь.

Но в целом, если посмотреть на результаты, я бы говорил не о проценте, там, где 42, а посмотрел бы цифры, когда начинался вот этот странный проект, так называемых праймериз, в которых, на самом деле, топовых фигур для омской политики, всерьез могущих победить на выборах, не было. Говорили организаторы, что вот, мы можем рассчитывать на поддержку чуть ли не 100 тысяч пользователей Интернета в Омске. Сколько людей проголосовало? 4700. Из них они отсеяли 3000, признали голосов 1700, из них за Варламова было подано 732. Причем не понятно, что это за люди? То есть, мы понимаем, что такое голосование в Интернете, то есть, это вещь очень и очень спорная.

Реально выборы – это страшно-сложная дорогостоящая вещь, требующая наличия организационной сети, качественных сборщиков, юристов, потому что надо понимать, что каждая подпись имеет финансовый эквивалент. Чтобы сдать 9 тысяч подписей с лишним, собрать надо реально в 2 раза больше, то есть, я вас уверяю, что даже бюджет компании по сбору подписей, это очень немаленькие деньги.

Писпанен: Но Варламов подсчитал уже, что ему нужно будет на избирательную кампанию 200 миллионов рублей. Он был у нас недавно, буквально неделю назад, и рассказал, собственно, что бы он хотел изменить в Омске.

Варламов: Я готов отдать часть своей жизни на реализацию своих идей и планов, если у меня это получится хотя бы в масштабах одного города – будет замечательно.

Кынев: Вы знаете, как раз на мой взгляд, сама эта программа, само участие Варламова, оно как раз и дает основание для тех трактовок, которые я выше говорил, того, зачем это вообще нужно? Потому что, конечно, с такими пунктами, по большому счету, в глазах жителей города, фактически, просто-напросто создается пища для того, чтобы мазать всю оппозицию вот такой краской шутовской. Я не говорю, что, скажем, сам Варламов, я думаю, что он вполне серьезный человек, другой вопрос, что сама кампания в таких условиях приобретает черты определенной клоунады.

И другой вопрос: зачем и как это делается? Важно понимать – вообще все эти идеи с хождением московских, даже не политиков, а деятелей, потому что называть Варламова политиком, было бы на мой взгляд, очень большое преувеличение.

Мне вспоминается хождение Волочковой в мэры Сочи. Знаете, есть такая технология Марлезонского балета, когда некоторые вещи забалтываются за счет сознательно-экстравагантной, эпатажной повестке.

В регионах, конечно, всегда доминирует региональный интерес. Омск – город с очень развитой региональной идентичностью, с большой историей, это город, который многие жители города считают незаслуженно обиженный настоящей столицей Сибири. Хочу напомнить, что ставка Колчака была именно в Омске и так далее. Это регион, где региональная идентичность имеет огромное значение. Если посмотреть, как сегодня в регионе преподносится участие Варламова, мы увидим, что это наносит очень большой ущерб по имиджу оппозиции в целом как городской, так общероссийской, когда это все представляется в качестве баловства москвичей, которые вообще не понимают жизни за МКАДом, для которых все это – просто-напросто площадка, где можно посамореализовываться, поиграть, позаниматься какими-то непонятными вещами.

Писпанен: Тем не менее, все-таки, у нас же любят варягов посылать куда-нибудь в регионы.

Кынев: Вы не путайте вещи, когда, скажем, федеральный центр назначает варяга, ставленника какой-нибудь федеральной финансово-промышленной группы или просто элитной группы, и когда варяга избирают. Случаев избрания варягов на территории очень мало, если мы посмотрим, когда где-то кого-то выбирали, то человек, как правило, перед этим в регионе какое-то время жил и работал. Скажем, Хлопонин, перед тем как стать губернатором Красноярска, был губернатором Таймыра, а перед этим был гендиректором норильского «Никеля» и так далее.

Просто так ниоткуда приехать в регион и добиться там большого успеха, и стать его губернатором или мэром, таких случаев я что-то не припомню. Перед этим всегда была большая работа, и все равно человек региона должен иметь отношение, должен его понимать, должен восприниматься как реальный серьезный руководитель. Должна быть какая-то история управленческого успеха, чего-то еще.

У Варламова вообще ничего нет. Наверное, он талантливый человек с точки зрения личного пиара, талантливый блоггер, но вся эта идея с участием в выборах мне кажется очень неудачной и потенциально очень опасной по последствиям, потому что в результате мы можем столкнуться с ситуацией, когда будут на разных представителей оппозиции показывать пальцем и говорить: А, вот это такой будет случай, как с Варламовым. 

Также по теме
    Другие выпуски