Павел Ходорковский: "Первый раз за 8 лет я поговорил с отцом только в августе"

19/10/2011 - 11:09 (по МСК) Алексей Суханов
Сын Михаила Ходорковского выступил на дебатах в Великобритании. После дисскусий Павел Ходорковский рассказал ДОЖДЮ об отце. Полную версию интервью смотрите после 12:00 на сайте.

Жанр политических дебат достиг в Великобритании абсолютного и совершенного максимума. Вот и искать ответ на вопрос "Должно ли оставаться в России то, что там происходит" решили в этом необычном формате. Эксперты, журналисты, бывшие дипломаты, да и просто те, кому небезразлична судьба России постарались в споре найти ответ на этот вопрос в одном из старейших дискуссионных клубов Оксфорда.

Общество "Оксфорд Юнион" по праву считается одним из самых авторитетных студенческих сообществ Великобритании. Его президентами в разные годы становились премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто, министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг, мэр Лондона Борис Джонсон. Гостями и спикерами клуба были королева Елизавета 2, мать Тереза, Рональд Рейган, Уинстон Черчилль. Традиция публичных споров в этих стенах насчитывает почти 200 лет и имеет свои незыблемые правила и устои. Члена клуба должны являться на дебаты в бабочках, дамы в вечерних платьях. Во время заседаний нельзя обращаться друг к другу по имени, приемлемой формой здесь считается фраза "Уважаемый член клуба".

Темой очередных дебатов стала Россия. Для того, чтобы понять стоит ли европейскому сообществу вмешиваться во внутреннюю политику правительства Медведева и Путина, "Оксфорд Юнион" пригласил дипломатов, журналистов и правозащитников. Участники публичных споров были разбиты на 2 трибуны, одна выступала в пользу постулата "Все что происходит в России должно оставаться в России", другая против. Весь процесс по форме напоминал заседание английского парламента. После вступления студентов, слово взяли спикеры. Наиболее ярким пророссийским выступлением была речь сэра Тони Брентона, бывшего посла Великобритании в России, а также выступление Стивена Диэла, исполнительного директора Российско-британской торговой палаты. Однако настоящие овации в зале были после выступления Павла Ходорковского, сына Михаил Ходорковского, который уже несколько лет живет и работает в США. Павел говорил о необходимости использования дипломатических инструментов против чиновников, причастных к делу ЮКОСа, Магнитского, Политковской, Эстемировой. Ходорковский младший также жалел о том, что вряд ли в ближайшее время ему удастся отвезти свою маленькую дочку на ее историческую Родину. 

Решать чья позиция была более убедительной было суждено слушателям и гостям дебатов. Выходящие в дверь с надписью НОУЗ были не согласны с тем, что все что происходит в России - это личное дело России. А те кто выходил в дверь с надписью yes - соглашались.

После дебатов Павел Ходорковский рассказал Дождю о том, как общается с отцом и о возможностях вернуться в Россию 

Ходорковский: Да, я общаюсь с отцом и, к счастью, с того момента, как его перевели в колонию рядом с поселком Сегежа, у него появилась возможность звонить. Я с ним поговорил первый раз за 8 лет по телефону в конце августа. Конечно, я скучаю по России. Прежде всего, я скучаю по людям, которых мне пришлось оставить, к которым я не могу поехать из опасений, что мою семью будут как-то преследовать, что я буду использован как некий рычаг эмоционального давления на отца. Но, конечно, я скучаю по дому. Я очень жду того момента, когда я вместе с моей женой и нашей дочкой смогу поехать и показать, наконец, внучку моему отцу.

Также по теме
    Другие выпуски