Налог на роскошь не додумали: под него попадут даже автомобили для среднего класса

24/02/2012 - 21:39 (по МСК) Ольга Писпанен, Дмитрий Казнин
Роскошь ограничили 1000 кв. м и 250 лошадиными силами. В правительстве придумали, за что люди будут платить налог на роскошь. Обсудили эту тему с Игорем Николаевым, директором департамента стратегического анализа ФБК.

Дом в 1000 кв. м или автомобиль мощностью 250 лошадиных сил – такие критерии роскоши определило Минэкономразвития. За имущество, превосходящее эти условия, владелец должен будет платить повышенный налог.

Законопроект Минэкономразвития – это ответ на распоряжение премьера Путина подумать о введении налога на богатство. Не для того, чтобы бюджет смог заработать на обладателях элитной недвижимости или люксовых автомобилей, а в морально-этических целях. Так выразился сам премьер. Причем Путин предложил ввести налог на роскошь во время съезда Российского союза промышленников и предпринимателей, или профсоюза олиграхов, как его неофициально называют. По мнению депутата-справедливоросса Оксаны Дмитриевой, которая сама неоднократно предлагала ввести налог на роскошь, законопроект, предлагаемый экономическим ведомством, действительно не позволит собрать больших сумм просто потому, что под предлагаемые критерии даже из очень богатых людей мало кто попадает.

Дмитриева: Это просто построено так, чтобы никто и не попал, потому что тысяча квадратных метров, я не знаю, вся Рублевка - это от 500 до тысячи квадратных метров. Конечно же, тысяча квадратных метров – это уже практически многоквартирный дом. Это двойные стандарты. Со всего населения налогом будет облагаться весь комплекс недвижимости, а налог на роскошь – отдельно дом. Тот закон, который мы сейчас вносим – это рыночная стоимость 30 млн. рублей, это миллион долларов.  

Как объяснили разработчики из Минэкономразвития, критерии в 1000 кв. м и 250 лошадиных сил были выбраны для того, чтобы под налог не попал средний класс. Какова будет ставка налога, в ведомстве пока не просчитали. Однако, там не исключают, что налог может быть введен уже со следующего года.

Обсудили эту тему с Игорем Николаевым, директором департамента стратегического анализа ФБК. 

Писпанен: Тысяча квадратных метров, действительно, есть только у очень богатых людей, обычно до 300-от, максимум 500-от квадратных метров дома большие – для кого это и много ли на этом может заработать бюджет?

Николаев: Для начала я хотел бы уточнить, что сегодня Минэкономразвития заявило довольно странно по машинам, было сказано не 250 лошадиных сил, а 200-250. Я все-таки исхожу из нижней границы, значит, автомобили с мощностью более 200 лошадиных сил – это роскошь. И я сначала по этому критерию хочу сказать. У меня такое впечатление, что чиновники не удосужились посмотреть, а какие автомобили подпадают под это ограничение.

Должен сказать, что Mercedes E-класса, бизнес-класса – все попадают, Honda Accord – машинка, в общем, не дотягивает до бизнесс-класса, но половина выпускается с двигателем мощностью 201 лошадиная сила – вот обидно-то будет. У нас даже есть Ford Focus, правда, в спортивном исполнении, которая имеет 225 лошадиных сил. Skoda Octavia есть, тоже больше 200-от.

Писпанен: Так это же удар по электорату получается, по тому самому зажиточному классу.

Николаев: Авы говорите не удастся собрать. Да тут столько попадет под этот налог. И это выполняется пожелание, чтобы не попал под налог средний класс. К сожалению, с точностью до наоборот. Никто не говорит, что сюда должен попадать только Bugatti Veyron мощностью 1001 лошадиная сила и стоимостью 1 млн. долларов, но эти критерии по автомобилям явно занижены.

Писпанен: Я не очень хорошо понимаю, налог на роскошь будет взиматься с машин помимо транспортного налога?

Николаев: Да, пока это именно так.

Писпанен: То есть, на машину это будет уже чуть ли не тройное налогообложение.

Николаев: Соизмеримое со стоимостью самой машины, только ежегодно.

Казнин: Подразумевается, что очень богатые люди смогут себе позволить автомобили и им ничего не стоит заплатить еще и налог на роскошь. Но тогда как быть с недвижимостью? Тут противоположная ситуация.

Николаев: Да, здесь явный недолет, а там явный перелет, потому что тысяча квадратных метров, это, действительно, особняки, очень большие, и таких не так много. Вспоминая, какие коттеджи у некоторых наших чиновников или членов семей, оказывается, что там 600-700 метров. То есть, получилось так, свою недвижимость они обезопасили, а машины-то их сильно не волнуют на самом деле. Они же пользуются-то служебными.

Писпанен: Не зря же на сайте госзакупок все время покупают для нужд чиновников Veyron.

Николаев: И есть возможность, если членам семей надо предоставить служебную машину, это делается очень просто: звонок директору в подведомственный институт и будут вашу жену обслуживать, и детей будут в школу возить и из школы.

Писпанен: С другой стороны, если это и будет принято, то принято после выборов, и тогда уже и не так важно, ударит ли это по тому самому среднему электорату.

Казнин: Еще один важный момент, о котором мы не говорим почему-то, каким будет этот налог? Вполне возможно, что на квадратные метры это будет серьезная сумма на человека, а например, на машину в 200 лошадиных сил это будет, в общем-то, не такая уж и большая сумма.

Николаев: Я думаю, что здесь по определению налог не может быть маленьким. Ничего себе – символический налог на роскошь?! Не поймут. Это будет достаточно внушительный налог.

Писпанен: Как это уже не раз бывало в нашей истории, ужесточение и увеличение налогов приведёт к тому, что более ухищренно будут уходить от уплаты.

Николаев: Будут находить или просто будут вынуждены продавать эти машины.

Писпанен: И для того, чтобы эти налоги собирать нужно будет еще больше денег потратить, чем соберешь, наверное.

Николаев: Расходы на администрирование, естественно, резко возрастут.

Казнин: Еще один момент, это то, что машину, как правило, даже очень дорогие, особенно в последние годы, покупают в кредит. С недвижимостью в тысячу квадратов это случается реже. То есть, люди попадут под этот налог, взяв уже в кредит подобные автомобили, так? Не имея даже суммы сразу заплатить за этот автомобиль.

Николаев: Ну они же платят транспортный налог?

Писпанен: Для меня рисуется мрачноватая картина, мало того, что возрастут затраты на собираемость этих налогов, естественно, если это случится, то основная масса просто откажется от покупок и так далее, и как следствие, упадут продажи, как мы только что выяснили, недорогих по сути машин. Значит, и автопрому тоже до свидания. Хотя, остается еще Лада.

Николаев: Мне сказали, что и «Гранта» тоже попадет под налог. Не знаю, как на счет «Калины»…

Казнин: Зато спрос резко вырастет на машину с мощностью в 199 лошадиных сил и на недвижимость в 999 квадратных метров. Так и будут предлагать всюду.

Николаев: На самом деле, конечно, все не так смешно. И возмутительно то, что делается и додуматься до этого, это надо постараться. Или они отнеслись к этому с той позиции, что налоги тут не важны, главное с морально-этических соображений… Такое мы тоже проходили: налоговая амнистия у нас была в 2004 году.

Писпанен: Если вспоминать не столь далекие советские времена, то у нас же были уже налоги на роскошь. Были же налоги на бриллианты, на шубы даже, кожу. Это все привело к тому, что в России вообще перестали покупать дорогие вещи.

Николаев: Принципиально, конечно, если по уму, то это можно сделать, и наверное, даже нужно. Наверное, мы уже дошли до этого. Но за идею обидно, потому что то, что мы услышали сегодня по критериям – это выхолащивание идеи, это ее дискредитация, а если дойдет до практической ее реализации, то еще хуже, это удар именно по среднему классу.

Писпанен: Еще мне, конечно же, понравился пункт про яхты. Причем, прописывали этот пункт в законе люди, у которых эти яхты то, наверное, есть, или есть знакомые, у которых такие яхты есть…

Николаев: Кстати, почему нет самолетов?

Писпанен: Ну, это не роскошь уже, а средство передвижения.

Николаев: Поэтому они сюда, естественно, и не вошли.

Казнин: Можно же еще подсчитать, какой процент населения в России не может позволить себе автомобили даже в 200 или в 250 лошадиных сил, и уж тем более недвижимость в тысячу квадратов. То есть, какой процент скажет, да, давайте-ка этих богатых…

Писпанен: По опросам «Левада-Центра» – таких 59%.

Николаев: Нет, 59% отвечало, что, да, налог на роскошь – это правильно. Но когда они узнают об этих критериях, этот процент может и измениться. Потому что окажется, что сами отвечавшие, владельцы Honda Accord и так далее, подпадают под налог.

Казнин: То есть, эту меру поддержит беднейшая часть населения, то есть, люди, которые зарабатывают ниже какого-то среднего предела. Эти цифры – 200 лошадиных сил и 1000 кв. метров - могут измениться, на ваш взгляд, после выборов?

Николаев: Да после выборов у нас вообще могут забыть про это, что, скорее всего, и будет. Или уж, если и будет, то это будет настолько выхолощенная мера. Поживем-увидим. Но после выборов, да, может все измениться.  

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски