Лес раздора. Под Жуковским рубят деревья, экологи ложатся под экскаваторы

23/03/2012 - 21:21 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
В последние дни губернаторства Бориса Громова в Московской области разгорается новый скандал, который может повторить войну за Химкинский лес. Дело снова касается леса, только уже под Жуковским.

Там вырубают 12 гектаров леса для строительства автомобильной трассы к месту проведения авиасалона МАКС. Защитники леса сегодня инициировали референдум, чтобы спасти Цаговский лес от вырубки. И требуют восстановить охранный статус этой территории. Проекту уже два года. Все это время местные жители пытаются защитить деревья.

Власти заявляют, что вместо вырубленных 12 гектаров под Жуковским высадят 30 гектаров новых зеленых насаждений, а трасса, наконец, избавит район от многокилометровых пробок. Кто прав, а кто виноват, обсудили с главным редактором газеты «Жуковские вести», защитницей Цаговского леса Натальей Знаменской, а также с начальником Главного управления дорожного хозяйства Московской области Алексеем Кучеровым. 

Землянская: Эту дорогу уже построили, против нее никто не имеет ничего против. Это дорога подъезда к ЛИИ с трассы «Урал» М5. Он, по сути, уже находится около ЛИИ. Мы считаем, что совершенно никакой необходимости нет для того, чтобы протащить ее к центральным проходным ЛИИ. Эту дорогу вести через Цаговский лес – это слишком дорогая цена. Цаговский лес – это уникальное явление природы, в 82 году ему присвоили статус памятника природы, и ради чего все это делается – совершенно не понятно. Тем более, для жителей города – это вообще трагедия. Кроме того, что потерять такой уникальный памятник природы, у города есть еще действительно проблемы с пробками, это несомненно, она и внутри города. Но эта дорога этой проблемы не решает. Она заводит в город еще одну федеральную трассу и, по сути дела, ее не выводит. Да, нам говорят, что будет продолжение этой дороги потом когда-нибудь. Точно также, как когда-нибудь нам посадят 30 гектаров. Когда у нас вырубали под стадион мирового уровня городской парк, нам говорили о том, что не волнуйтесь, все будет компенсировано. И когда мы запросили в администрацию, покажите, где компенсация, через год, нам показали: вот видите 4 клумбы, петунья там на них растет, а вот в такой-то школе мы вам 3 яблони посадили. Мы, кстати, пошли и поискали эти яблони. Ни одной яблони не нашли.

Казнин: Вы не верите, понятно. Алексей, как вы собираетесь убедить жителей?

Кучеров: Во-первых, я хочу сказать, что Жуковский из немногих подмосковных городов вытянул счастливый билет. Было принято в 2008 году воссоздание Национального центра авиастроения. Все знают, в какое состояние пришла авиационная промышленность за 90-е годы, поэтому это решение, которое было принято ни где-то в чистом поле, а на базе тех мозгов, которые на сегодняшний день уже существуют и есть в Московской области, в городе Жуковском, создать крупный научный кластер, как сейчас говорят, модное слово, также как было принято решение по Дубне, Сколково и так далее.

Обязательное условие создания нового промышленного конгломерата крупного, это инфраструктура всяческая – и энергетическая и дорожная и так далее. Для того, чтобы обеспечить транспортную инфраструктуру, был принят ряд решений на уровне правительства Российской Федерации в первую очередь. В том числе, это строительство новой дороги, о которой мы говорим, которая транзитом проходит через город Жуковский, действительно, подъезжает к тем проходным ЛИИ им. Громова и проходит дальше в Раменское. И реконструкция существующих дорог, которая на сегодняшний день в программе «Дороги Подмосковья» есть, эта дорога Москва-Жуковский, проходящая через Люберцы с расширением по еще одной дополнительной полосе в каждую сторону.

Писпанен: Главная проблема, о которой говорит Наталья, это то, что заходит федеральная трасса в Жуковский и не выходит.

Землянская: Нет другого проекта, кроме этого.

Кучеров: Первое: я хочу сказать, что когда рассматривался изначально в рамках проекта, в рамках публичных слушаний (можно спорить с точки зрения – хорошо или плохо они были проведены, вопрос процессуального, процедурного характера) было рассмотрено 4 варианта трассы. Каждый из них затрагивал лесную зону, в рамках тех замечаний, которые были даны при публичных слушаниях, в рамках замечаний экспертизы, экологической экспертизы, дорога изменила ряд технических параметров, и сам проект. Первое: была изменена категорийность дороги, то есть дорога уменьшилась с шести полос до четырех, в том числе – уменьшилось количество занимаемых земель, лесных насаждений и так далее. И были введены существенные дополнения с точки зрения компенсационных оплат по зеленым насаждениям.

На сегодняшний день, я подтверждаю и гарантирую, что до 1 апреля бюджет городского округа Жуковский получит 70 миллионов рублей, это те средства, которые положены за вырубку 12 гектаров. Никто не говорит в рамках проекта, что будет посажено 30 гектаров, это прерогатива города. Есть экологическая программа города, совет народных депутатов городского округа определяет, где какие парки, скверы, клумбы, чистить устья реки или что-то еще делать в рамках экологической программы. И второе большое мероприятие, это практически на 60 миллионов рублей, в рамках временно занимаемых земель, у нас в составе проекта предусмотрена рекультивация земель, в том числе, высадка свыше 2 тысяч деревьев. Это дополнительно к тем 170 миллионам, которые есть в рамках проекта, и мы не сдадим объект, пока не выполним все эти мероприятия.

Писпанен: То есть, вы знаете, где высаживать эти деревья?

Кучеров: Да, это конкретные места, где временно стоят сейчас бытовые городки строителей, где мы проводим сейчас коммуникаций перекладку. Вот в этих местах у нас будут дополнительно высажены деревья, именно в деревьях, а не в деньгах уже.

Землянская: Не верю ни единому слову. Объясню, почему. Я еще раз говорю, когда у нас вырубали лес первый раз для стадиона, вот, что мы получили. Что мы получаем сегодня? Во-первых: в Жуковском нет места сегодня, чтобы высадить единую экологическую систему. Цаговский лес – это единая экологическая система. Нам говорят, всего 13 гектаров вырубают, да, но она проходит по лесу и разделяет его на части. Экологи фонда «Верховье», кстати, по заказу администрации проводили в 2009 году исследование и сказали, что это будет гибель для леса, потому что он погибнет своей смертью через 5-6 лет максимум. Потому что деревья будут засыхать постепенно, они будут деградировать частями. Есть такое понятие: единая экологическая система, вот леса этого не будет, и в других местах вы это тоже не посадите, это совершенно очевидно. Плюс ко всему прочему, обратите внимание, что сейчас происходит, каким образом вообще этот проект, как вырубался лес? И вы хотите, чтобы после этого люди поверили вам? 19 числа «Мосавтодор» обращается с заявкой в нашу администрацию для того, чтобы дать разрешение на вырубку леса. 19 числа администрация создает комиссию, которая побежала в лес и 13 гектаров обследовала за 1 день. Сделала ведомость, сделала акт, и в этот же день, 19 числа – заместитель главы города выпускает постановление о вырубке, забыв об этом предупредить население. Никто об этом не знал, люди проснулись утром и увидели этот ужас. И сегодня все в Жуковском говорят, что мы в одном городе уснули, а проснулись совершенно в другом.

Понимаете, проблема вся в том, что люди не верят теперь не только словам власти, они не верят и в Национальный центр авиастроения, который, вы говорите, построят, потому что Национальный центр авиастроения начинается с вырубки леса и ни с чего больше другого. Почитайте на форумах мнения людей, вы все увидите.

Мы будем бороться. Сегодня люди говорят о том, что мы не дадим строить эту дорогу.

Писпанен: А есть какой-то альтернативный вариант?

Землянская: Алексей сказал, что были проведены общественные слушания, и были проведены они действительно хорошо. Они были назначены на 2 часа дня, когда народ пришел, весь зал был заполнен сотрудниками администрации, администрация не работала в этот день. Но ничего. Люди пришли, люди сели на ступеньки, люди встали в зал, и администрация получила полную картину всего, все категорически высказались, причем аргументированно, научные сотрудники говорили, не маргиналы. Говорили научные сотрудники, инженеры, которые – кто взял больничный, кто взял административный, потому что на работе не отпускали в этот день. Люди пришли и сказали нет. В протоколе так и написали: да, население против, но только, почему-то, госэкспертиза не обратила внимания на общественные слушания. Нам сказали: Общественные слушания? Ну, да, провели, галочку поставили. Они же носят рекомендательный характер.

Казнин: Кто может изменить решение?

Землянская: Губернатор Московской области, уходящий. Которого он не сделает. Он вообще родоначальник этого проекта. Более того, вот мы сейчас говорили об уходе губернатора, я бы сказала, это очень важный момент, потому что очень правильно сказали здесь сегодня о том, что смотря с какой целью – если для продолжения всех проектов, а они с моей точки зрения все коррупционные и все скандальные практически, и если для продолжения этих проектов, потому что губернатор – банкрот, все давно ждут, это не просто созрела, это перезрела, эта история, и все, наконец-то начинают понимать, что Подмосковье – это протестный электорат, и выборы это показали, несмотря на то, что Московская область дала большой процент, но все видели, как это было. По интернету ходил ролик, как губернатор накачивал своих мэров, и как включался административный ресурс, просто по полной совершенно.

Писпанен: Если, все-таки, назреет такой накал страстей, у вас есть какой-то альтернативный вариант?

Кучеров: Я объясню. Первое: по поводу, будут или не будут люди протестовать, во-первых, все, что касается зеленых насаждений, это тема уже закрыта. Мы работу сделали, сейчас уже идет вывозка и так далее.

У нас в свое время, я в том числе присутствовал, под эгидой заместителя Председателя Правительства - Кацыв Петр Дмитриевич, министр транспорта Московской области, мы проводили ряд совещаний на уровне народных депутатов, их порядка 25 человек в городе Жуковском. Из 25 избранников народных, двое или трое высказались против, и на этом совещании было договорено, что давайте мы силами либо каких-то общественных организаций, либо волонтеров проведем реальный срез реального мнения населения. Было опрошено свыше 2,5 тысяч человек. Вопрос, чтоб идти не от лукавого, должен быть поставлен правильно. Когда ставится вопрос: против вы или не против вы вырубки леса, любой нормальный человек скажет – против. А когда ставится: вы хотите развивать Жуковский? Надо сделать то-то. 65% говорит: да. Это тоже электорат, правда?

Землянская: Для меня сейчас принципиально важно: Алексей сказал, что они провели опрос волонтерами, а мы, граждане города, скинулись собственными деньгами и заказали опрос в Левада-Центре.

Кучеров: Сколько человек?

Землянская: Для того, чтоб убедить вас! 500 человек они опрашивали.

Кучеров: 350. Как вопрос был поставлен?

Землянская: Это профессиональная фирма.

Писпанен: Друзья, давайте за эфиром, к сожалению у нас уже нет времени. 

Также по теме
    Другие выпуски