Как работает уличная демократия на #Баррикады

18/05/2012 - 15:16 (по МСК) Никита Белоголовцев
Третий день оппозиционеры продолжают оставаться на Кудринской площади. Там они разбили свой лагерь после того, как ОМОН ночью 15 мая вытеснил активистов с Чистопрудного бульвара. У этого движения уже существует общая касса, куда направляются пожертвования на лагерь, а также группы, отвечающие за безопасность и снабжение питанием. Все же организационные вопросы решаются общим голосование на ассамблее.

Самоорганизация и демократия, пожалуй, важнейшие неполитические характеристики движения, которое до сих пор продолжает именоваться «Оккупай Абай». Активисты самостоятельно следят за чистотой лагеря. Они подметают Кудринскую площадь, собирают весь мусор в пластиковые мешки. Группа, отвечающая за безопасность, контролирует чтобы в сквере не появлялись провокаторы и пьяные. И с теми и с другими поступают одинаково – сначала просят покинуть лагерь, затем сдают полиции. Работает инфоцентр, в котором находится информация о жизни оппозиции и запланированных мероприятиях. Все эти группы были созданы на Ассамблее, которая проходит ежедневно около 21:00. Работает он по принципу «новгородского вече» и фактически играет управляющую роль. Высказаться там может каждый. При этом его реплика обязательно будет услышана. Во время собрания работает так называемый «живой микрофон».

Во время собрания активисты могут выражать одобрение или негодование специальными жестами. Также они могут забрать «живой микрофон» заблокировав оратора. Все же решения принимаются голосованием. Все равны, но как это обычно бывает некоторые ровнее. Так предложения поступают в основном от модератора Ассамблеи и именно по его инициативе люди, как правило, лишаются слова. Накануне одним из вопросов встречи было взаимодействие со СМИ. Участники выразили недовольство тем, что пресса зачастую передает мнение известных оппозиционеров, а не самих активистов. К ряду лидеров в лагере относятся несколько негативно. Их саркастически называют «топами» и «випами».

Алексей: Лидерами называют Удальцова, Яшина. Это неправильно, у нас нет лидеров. Мы же не можем кому-то сказать: идите отсюда, не приходите сюда.

Юлия: Они пытаются выбрать политиков – это их движение. Они по ту сторону баррикад. На Чистых прудах, еще до того, как пришли политики, было все нормально. После того, как они пришли, начались какие-то непонятки. 

Сами политики, если и обижаются, то вида не показывают. Никто официально из них в лидеры движения и не стремится. Вот что нам завил депутат Госдумы Дмитрий Гудков.

Гудков: В лагере принимают участие 3 тысячи человек, там очень многие как раз ждут нас для того, чтобы понять, какие дальнейшие планы, какие дальнейшие действия оппозиции, возможно, в регионах. Я нормально отношусь, более того, я даже делаю заявления всегда не от имени лагеря «Оккупай Абай», я говорю свою личную точку зрения. Наверное, протестное движение не должно иметь каких-то лидеров. Я всегда говорю, что есть ассамблея, она принимает решения. 

Гудков также добавил, что в данной ситуации не стоит говорить о каком-то расколе. Однако властям не следует давать повода думать, что в рядах оппозиционеров есть непонимание и разобщение. 

Также по теме
    Другие выпуски