Глава московского отделения S&P: Пока снижать рейтинг России мы не собираемся

30/11/2011 - 21:52 (по МСК) Ольга Писпанен, Дмитрий Казнин
Международное агентство Standart&Poors снизило рейтинги сразу 15 ведущих банков. Подорвет ли это мировую экономику, обсудили с Алексеем Новиковым, главой московского представительства рейтинговой компании S&P.

Причем в их числе ‑ такие "финансовые монстры", как Goldman Sachs, Bank of America, Morgan Stanley, Citigroup, Barclays и UBS.

Естественно, это тут же сказалось на котировках ‑ жертвы рейтингов потеряли в цене. Их акции упали в среднем на 2‑3%. Снижение рейтинга может стоить банкам миллиардов долларов, а финансисты предупреждают ‑ европейские проблемы распространятся и на остальной мир. Кризис лишь обострится.

Не подрывают ли рейтинговые агентства мировую экономику, обсудили с Алексеем Новиковым, главой московского представительства рейтинговой компании S&P.

Писпанен: Не подрывают? Такое ощущение, что как будто бы сами подталкивают: говорят, вот, сейчас обрушим вам все рейтинги, все в панике инвесторы бегут с рынка, уходят в кэш, спасаются. Кто виноват?

Новиков: Вы знаете, мы регистраторы того, что происходит. Если экономика подрывает себя сама, то мы это обязаны регистрировать, поскольку мы обслуживаем инвесторов, которые хотят знать, заплатят банки или другие эмитенты в срок и в полном объеме. Но вот к тому, что вы сказали, я хотел добавить, может быть, я расстрою слушателя, а может быть, наоборот, обрадую, но вот это изменение рейтинга 37 банков, крупнейших банков мира, оно никоим образом не было связано с какой-то текущей ситуацией. Мы готовили новые банковские критерии, оценки в течение нескольких месяцев, если не сказать больше года, и вот сейчас мы начинаем их применять. Мы объявили сначала о том, что эти критерии мы рассмотрели, затем попросили рынок их прокомментировать, дали время по нескольку месяцев, получили комментарии от рынка и вот приняли их, наконец, опубликовали. Вот сейчас идет целая серия пересмотра рейтингов, банков по всему миру, и это будет касаться и России через некоторое время, в ближайшие недели, скорее всего. Не обязательно в негативную сторону, значительная часть банков по этим критериям уходит и в позитивную сторону.

Писпанен: Именно в России?

Новиков: Мы это увидим, поскольку речь идет об…

Писпанен: Это сенсация на «Дожде».

Новиков: Мы это увидим, я не буду говорить, в какую сторону пойдут рейтинги каких банков Российской Федерации, будут, очевидно, разные движения.

Казнин: Но это удивит?

Новиков: Я думаю, что не должно очень сильно удивить, поскольку примерное положение, относительное положение российской банковской системы, российских банков внутри банковской системы остаются тем же самым, а рынок уже, наверное, освоил позитивную новость Standart&Poors. У нас есть оценка банковского сектора, специально отдельно именно сектора по 8-бальной шкале. Восьмая - это самая такая тяжелая категория. Мы перевели российскую банковскую систему из 8-й в 7-ю, она лучше. И это было недавно опубликовано, мы объяснили, почему мы это сделали. Так что, наверное, в целом, скорее, по российской банковской системе, новости более позитивные.

Писпанен: Но все равно ведь российский рынок привязан, в основном, к американскому, к европейскому, и идет вслед за ним?

Новиков: Конечно, привязан, еще очень сильно привязан, но…

Писпанен: Вот то, что Центробанк европейский сегодня приняли решение снижать ставки, это каким-то образом спасает ситуацию, откладывает долговой кризис?

Новиков: Эта категория рыночного поведения. Мы смотрим на гораздо более далекую перспективу, и динамика рынка сиюминутная, она…

Писпанен: То есть, это сейчас вас не волнует, да?

Новиков: Она нас волнует только в той степени, в какой она сможет сгенерировать какую-то более долгосрочную тенденцию.

Писпанен: Тем не менее, рынки очень волнуют ваши оценки, ваши критерии, потому что понижение рейтинга страны ведет к бегству денег. Сегодня опять же Центробанк российский повышает прогноз по утечке капитала до 80 уже миллиардов, да?

Новиков: Мы рейтинг России не изменяли.

Писпанен: Но, тем не менее…

Новиков: Мы оставили рейтинг России на прежнем уровне.

Писпанен: Пока, или вы будете менять?

Новиков: Рейтинг этот находится в ежедневном наблюдении, разумеется, но у нас прогноз стабильный, мы оставили рейтинг России на уровне BBB. Другое дело, что рейтинг России относительно других стран, поскольку другие страны меняются, он, конечно же, в этом случае находится в движении. Например, рейтинг Казахстана стал выше недавно, Triple B+, а был наравне с российским. То есть, в этом смысле, конечно, инвесторы смотрят. Но вы поймите одну вещь, что инвестор совершенно не обязательно убегает из страны, у которой рейтинг ниже, чем у другой. Есть аппетит на более высокий риск, есть аппетит на менее высокий риск. Это все зависит от стратегии того или иного инвестиционного банка, или того или иного института.

Писпанен: Учитывая, что у нас в основном все-таки иностранный капитал на рынке крутится…

Новиков: И у нас, если говорить, рейтинг страны, то это Triple B - это нижняя часть инвестиционной категории, вполне такая популярная категория рейтинга. Поэтому в этом смысле в долги, я думаю, инвесторов найдется много. Другое дело, что в Российской Федерации очень мало долгов. У компаний достаточно много, а у правительства очень мало. Поэтому аппетит на долги Российской Федерации, если она будет продолжать выпускать, то вполне будет приемлемыми.

Писпанен: Скажите, пожалуйста, вот эти недавние скандалы с рейтингами рейтинговых агентств каким-то образом подрывают доверие инвестора к вашим оценкам?

Новиков: Какие скандалы вы имеете в виду?

Писпанен: То, что было в Америке, было пару месяцев назад, когда выяснилось, что, оказывается, были неправильно оценены риски банковские.

Новиков: Вот то, что было в Америке и то, что иногда называют «ошибкой в оценке прогнозов по бюджету и по долговой нагрузке США», мы это как ошибку не признаем, мы просто считаем, что это прогноз бюджетного комитета Конгресса, с которым мы не согласны.

Писпанен: То есть, вас ввели в заблуждение?

Новиков: Нет, нас не ввели в заблуждение. Мы его опубликовали в нашем сценарии, но мы этот сценарий не приняли в качестве основного. Это сценарий бюджетного комитета Конгресса. А мы считаем, что этот сценарий менее вероятный, чем наш. И это как ошибку мы никогда не принимали. А вот что касается недавней публикации рейтинга Франции, вот это был действительно сбой, это очень стыдно. Это был сбой IT-систем. Мы до сих пор пытаемся понять, что собственно, произошло в IT-системах, поскольку был выпущен пустой текст и с сообщением о рейтинговом действии без упоминания, собственно, уровня рейтинга. Это конечно, крайне для нас досадная история.

Писпанен: То есть, доверие к вам все равно достаточно сильное?

Новиков: Аналитически мы стараемся, конечно, держаться абсолютно в форме и я думаю, поскольку наш бизнес растет и рынок в нас заинтересован, в нашей независимой оценке, то да.
Также по теме
    Другие выпуски