Гейдар Джемаль: Обыски могут быть связаны с моей попыткой зарегистрировать партию
Сотрудники спецслужбы предъявили постановление об обыске. Джемалю, по словам Шевченко, инкриминируется 280 статья Уголовного кодекса – публичные призывы к экстремистской деятельности, предположительно, по факту публикации на сайте islamkom.org.
По словам следователей, в огромной библиотеке Джемаля они искали экстремистскую литературу. Шевченко, присутствовавший при обыске, заявил, что это бессмысленно, поскольку в книжном собрании философа и литератора могут быть самые разнообразные произведения. В настоящее время обыск закончен, во время следственных действий Джемалю стало плохо, и он вынужден был вызывать скорую помощь.
Лобков: Как проходил обыск, что искали, что инкриминировали, что за статья?
Джемаль: Без четверти семь раздались звонки в дверь. Когда я посмотрел в глазок, обнаружил там нескольких мужчин, которые звонили и стучали непрерывно. Я понял, что это ситуация, требующая особой реакции, позвонил Максиму Шевченко, потом адвокатам. Максим подошел очень оперативно, начал проверять у них документы и ордер. Они отказались это ему показать на том основании, что он не адвокат. Он занимал их разговорами, пока не подъехали адвокаты, после чего они мне позвонили и сказали, что ордер у них есть. Я их впустил, они сказали, что ищут экстремистскую литературу.
Я спросил, какую, они не могли сказать. На память они списка экстремистской литературы не знали, видимо, не особо заморачивались этим. Прошлись по книгам, архивам, заглянули в шкафы. Я так понял, что это акт психологического давления.
Лобков: Я пытался сейчас зайти на сайт islamkom.org, публикация на котором якобы вам инкриминируется, но он переадресует на сайт arabs.com/forum. Действительно, по какому факту был обыск? Что послужило его причиной, как это вам объяснили?
Джемаль: Islamkom.org? Они сказали, что не могут об этом говорить, потому что это тайна следствия.
Лобков: Такой сайт переадресует на arabs.com, это другой сайт, он по-арабски.
Джемаль: Такого быть не должно. Islamkom.org через k надо набирать.
Лобков: Что за публикация конкретно взволновала спецслужбы, вы знаете?
Джемаль: Они отказываются об этом говорить, ссылаясь на тайну следствия.
Лобков: Я вижу здесь: преследования мусульман - «Как пытают: имена, фамилии, явки…» от 17 марта 2012 года последняя публикация.
Джемаль: Они явно были настроены оказать психологическое давление, я даже не уверен, что это именно в связи с моей исламской деятельностью, а в общем и целом оппозиционной деятельностью. Поскольку я член российского политического комитета, который активно является субъектом протестного движения последних месяцев, при этом я еще и член совета «Левого фронта», думаю, что это вкупе с моими движениями по организации партии «Интернациональный союз» вызвало у них это желание.
Лобков: Когда вы собирались регистрировать партию?
Джемаль: Я сейчас активно занимаюсь организационной подготовкой и собираюсь воспользоваться новым законом о партиях, тем более, что уже существует сайт Интерсоюз, на который откликнулось очень много народа.
Лобков: Вы предполагаете, что этот обыск связан с вашими попытками зарегистрировать партию?
Джемаль: Я ничего не могу исключать, думаю, что это в целом та активность, которая привлекала их внимание.
Лобков: Правда ли, что во время обыска вам стало плохо и вы вызывали «скорую помощь»?
Джемаль: Да. Это просто был гипертонический криз. Не потому что они произвели на меня впечатление, а потому что я просто пришел в сильную ярость оттого, что люди совершенно не скрывали, что их не интересуют никакие конкретные результаты, а интересует просто шантаж с видом на возможность договориться, как они выражаются, о чем-нибудь.
Лобков: Что-то предлагали вам? Договорить о чем?
Джемаль: Ничего не предлагали, они же не дураки при свидетелях, адвокатах предлагать.