Членов Общественной палаты проверили на лояльность

18/05/2012 - 23:07 (по МСК) Ольга Писпанен
«Новая газета» опубликовала секретное досье с характеристиками всех членов палаты, составленное, по данным издания, в Управлении внутренней политики администрации президента. Стилистика документа выполнена в духе фильма «Семнадцать мгновений весны».

Например, деятельность журналиста Николая Сванидзе описана так: «активен», «лоялен», специальные меры не требуются». В отношении других представителей палаты выносятся вердикты: «исключить», «повысить присутствие в СМИ», «найти пути взаимодействия» и тому подобное.

По данным «Новой», досье составлено в Управлении внутренней политики администрации президента. Именно это ведомство распределяет бюджетные гранты, выделяемые палате.

Управление внутренней политики, если ссылаться на данные «Новой газеты», выносит следующие заключения: «лоялен», «надежен», «ненадежен», «контролируем», «не контролируем».

В отношении отдельных лиц прописано: «специальные меры не требуются». А с иными нужно поработать получше. Например, с юристом Еленой Лукьяновой «прямое сотрудничество установить невозможно», она «нелояльна». Рекомендуют действовать через Владислава Гриба, который оказывает на нее влияние. Бизнесмен Владимир Потанин – лоялен, но не активен. Заключение: рассмотреть вопрос о целесообразности членства в Общественной палате. Идеальный кандидат – режиссер Василий Бархатов. Он молод, лоялен, активен. Ему предлагается помощь по возрождению Камерного музыкального театра Бориса Покровского. Других, как Ирину Антонову, правозащитника Бориса Альтшулера, скульптора Зураба Церетели предлагают исключить в силу возраста и снижения активности. Казенных характеристик и указаний удостоились 127 человек; все они представители четвертого созыва палаты. Николай Сванидзе в эфире ДОЖДЯ прокомментировал собственную «лояльность» и «активность».

Сванидзе: Я думаю, могут иметься в виду две вещи. Либо имеется в виду, что я в своих действиях в достаточной мере предсказуем, иначе говоря, не совершаю каких-то абсолютно резких телодвижений – не брошусь с балкона, не позову штурмовать Кремль. Либо это характеристика рабочая, которая относится к тому, что я тружусь и получаю зарплату на государственном канале ВГТРК. Человек, который это написал, может воспринимать это как определенную гарантию контроля за теми или иными моими политическими или общественными шагами. Типа: куда он денется, он все равно на государственном канале работает и получает зарплату. 

Тина Канделаки, которую наградили самыми положительными характеристиками, посоветовала нам сослаться на ее Twitter. Телеведущая сообщила, что не расценивает документ как компромат, а отношение к власти никогда не скрывала. Из опубликованных документов, подлинность которых ни палата, ни администрация президента пока не оспорили, видно, кому в действительности подчиняются общественники.

Панфилова: В открытом доступе лежат документы, которые указывают, что именно это управление занимается выделением этих средств, грантов, которые распределяет Общественная палата. А кто же еще? Надо совсем не следить за общественной историей, за историей Общественной палаты, за ситуацией распределения этих грантов, чтобы не знать, что именно это направление деятельности курируется управлением внутренней политики.  

Член общественной палаты Ольга Костина, которая является супругой руководителя Управлением внутренней политики Константина Костина, сомневается в подлинности опубликованных «Новой газетой» документов.

Костина: На меня сегодняшний материал в «Новой газете» в этом плане, конечно, произвел впечатление возвращения в наш обиход подзабытого слова «размещение». Мы сейчас находимся в ситуации некоей политической турбулентности: формируют новые команды, идет схватка аппаратного свойства за разные посты, назначения, влияние. Такого рода вброс, я думаю, будет продолжаться и дальше, и далеко не факт, что это реальные документы каких-то административных структур, это вполне может быть какая-то провокация совершенно с любой стороны.  

По словам руководителя Совета при президенте по правам человека Михаила Федотова, на месте некоторых членов совета он бы обиделся и покинул общественную палату. Кстати, сам Федотов дважды пытался войти в нынешний состав органа, однако за него так и не проголосовали.

Федотов: В прошлые годы Союз журналистов дважды выдвигал мою кандидатуру для избрания в состав Общественной палаты по линии общероссийских общественных организаций. И оба раза результаты голосования были для меня отрицательными. Чем-то, действительно, был плох для Общественной палаты. 

Гораздо более влиятельным органом, чем Общественная палата, на сегодняшний день является Союз по правам человека при президенте.

Его нынешнюю команду – 37 человек – называли самой сильной за все время существования совета. Даже Медведев намекал недавно на излишнюю политизацию. Там готовились доклады о том, как можно помиловать Ходорковского и Лебедева, через совет оппозиция передавала списки политзаключенных.

О том, что будет с советом при президенте Путине, Михаил Федотов пока не знает. Должен быть указ, после которого и станет ясно, роспуск или переназначение. По информации «Новой газеты», команду Федотова распустят, а руководителем совета станет Ольга Костина. Эксперты считают ее «лояльной» и «активной». Впрочем, часть правозащитников, поспешивших покинуть совет в преддверии реформ, сообщили, что им ровным счетом все равно. 

Также по теме
    Другие выпуски