Автор самого скандального видео о нарушениях на выборах

08/12/2011 - 22:45 (по МСК) Татьяна Арно, Михаил Зыгарь
Глава ЦИК обратился в Генпрокуратуру с требованием проверить ролики о фальсификациях на думских выборах 2011, которые наводнили Интернет. Егор Дуда, автор самого нашумевшего ролика, рассказал, как и, самое главное, где снял это видео.

Арно: Прежде, чем мы вернемся к нашей беседе, еще одна новость. Владимир Чуров сегодня пошел в бой. Глава Центризбиркома обратился в Генеральную прокурату с требованием проверить ролики о фальсификациях на думских выборах, которые наводнили интернет.

Зыгарь: Сам Чуров уверен - их снимали на конспиративных квартирах и требует наказать за это заказчиков. По мнению Владимира Чурова, за производством этих роликов стоят антироссийские силы. Напомню, вчера о документальных свидетельствах нарушения во время голосования говорил и президент Дмитрий Медведев, и заявил, что «не верит в подлинность этих кадров».

Арно: 4 декабря по всему интернету разлетелось вот это видео.

Зыгарь: Вот мы его как раз видим, на этом видео. На одном из избирательных участков случайный свидетель заснял главу комиссии, который заполнял пустые бюллетени. И автором этого ролика оказался наш сегодняшний гость - это Егор Дымов, о чем сегодня в Facebook его написал его брат, бизнесмен Вадим Дымов. Егор, добрый вечер.

Дуда: Здравствуйте.

Зыгарь: Спасибо, что приехали. Расскажите нам вкратце историю этого ролика.

Дуда: Моя фамилия Дуда. У нас с братом разные фамилии, потому что мама одна, а папы разные.

4 числа я решил, точнее, решил я чуть раньше стать наблюдателем на выборах, а 4 числа я пришел на избирательный участок. Наблюдателем я решил стать, потому что мне было просто интересно, почему, каким образом голосуют люди, которые живут вокруг меня. Это было мое основное мое желание. Я хотел понять вообще, как голосуют люди, какая явка и не из каналов, не из телевизора, не из интернета, ни от знакомых, ни от друзей, ни от друзей знакомых, а просто узнать самому. Это реальный шанс - пойти получить направление от любой партии, от какой хочешь, и поучаствовать и посмотреть.

Арно: А вы от какой партии?

Дуда: Я получил направление от «Яблока» и пошел работать. Работать, даже слово такое, не работа была. За работу деньги получают, а я, как и еще несколько человек, которые оказались со мной (один молодой парень, Михаил его звали, со мной на одном участке), работали абсолютно, мы работали для себя. Я это делал для себя, и вот это видео, которое снято и выложено в Интернет, я это сделал только для себя. Я не сделал это для народа, ради народа, или ради тех, кто себе выложил, переложил, перепостил на свои ресурсы в разных своих интересах, подливая масла в огонь, под разным соусом это все подавая, причем не разобравшись же вообще, что там происходит. Может, просто горячку там начали пороть.

Зыгарь: Расскажите для того, чтобы разобраться.

Дуда: Я пришел свой участок №2502, Кунцевский район. Утром я пришел, познакомился. Я перепутал участки, сначала зашел на первый, на первом этаже №2501 располагается, а на втором этаже №2502. Я сначала подошел, представился, что я наблюдатель, протянул свои документы председателю комиссии, которого вы видите в кадрах, он мне говорит: «Вы ошиблись, вам наверх». Я говорю: «Хорошо, я понял» и пошел туда наверх, представился, и у нас начался день. Люди начали приходить, голосовать. Были небольшие вопросы: члены комиссии думали одно, другое, мы с ними там спорили, разговаривали.

Короче говоря, где-то потом я отлучился с участка избирательного - я пошел с членами избирательной комиссии с переносными урнами, мне это тоже было интересно, как там происходит все это дело, когда 30 человек проголосовало. Вернулся. Почему я помню, что это было два часа, потому что избирательная комиссия заканчивала принимать звонки о заявках о том, как можно, чтобы можно было проголосовать вне помещения. И я сидел на скамейке и случайно увидел, там видно, что внизу видно этот стол, на котором сидит председатель комиссии, и я заметил, что он что-то делает с документами, как-то так, однообразные движения. Я присмотрелся сначала, заметил, что это бюллетени избирательные, видно мне было. Я был тогда не в очках, а в линзах. Все, я инстинктивно, машинально, то есть это, это как сказать, это на автомате работа такая.

Арно: Включили камеру?

Дуда: Не включил. Я достал из рюкзака фотоаппарат. Вот такого размера фотоаппарат у меня был, широкоугольным объективом. То есть, это все я написал, модель, все, когда писал заявление. Она будет приобщена, я думаю: широкоугольная без зумов, без ничего. То есть, мне пришлось, вы видите, спускаться, чтобы наехать там каким-то образом. То есть, у меня не было никаких желаний никаких фальсификаций ловить и все остальное. Я даже, когда нас инструктировали там, рассказывали, как будут выборы проходить, юрист «Яблока» говорила: «Ребята, скорее всего, 80% из вас с этими нарушениями и не столкнется. То есть, не надо готовиться как в последний бой, идите и смотрите просто». И я точно также спокойно шел. И тут вот такая история.

Самое главное, что там не видно за какую партию он заполняет. Если вы присмотритесь, у меня, во всяком случае, возникло ощущение, что там вообще в верхней части идет заполнение. А «Единая Россия» про которую говорят, она, по-моему, в нижней части. А в верхней части другие партии. Я не за то, что одни плохие, другие хорошие. Просто сейчас получается, что, не разобравшись, даже мои знакомые мне звонят, говорят: вот, там, там. Да ты посмотри внимательно, что там происходит! И не делайте горячих выводов – вот, что я своим друзьям и знакомым говорю. Вот и все.

Я просто сам раньше учился в Суворовском училище, работал следователем один год, у меня это сработало на автомате. Этот поступок гражданский. Мне говорят: «Герой». Я говорю: «Ребят, это нормальный человек так должен делать». Если ты мимо проходишь, видишь, что что-то воруют, но ты же должен вмешаться.

Арно: Какие эмоции вы испытываете, когда Владимир Чуров заявляет о том, что все это было снято на конспиративных квартирах, и?..

Зыгарь: За американские деньги.

Арно: Да. За американские деньги.

Дуда: Я, если честно, я могу про себя сказать, я снимал это не на свой квартире, а конкретно на избирательном участке. Тут никаких сомнений быть не может. Я допускаю, или не исключаю, на самом деле, вот два последних дня…

Зыгарь: Потому что все, кроме вас…

Дуда: Нет, не все кроме меня. Два последних дня мне очень много пищи для размышления дали. Обращения журналистов различных, с различных СМИ, всяких разных, причем их немного. Вы первый российский канал, российское СМИ, которое меня спросило о том, что происходит, происходило, точнее, на моем участке конкретно, что я видел. До этого ко мне обращались зарубежные ребята. Я посмотрел их реакцию, их желание увидеть и под каким это светом все выставить. Очень много сейчас желающих нагреть на этом всем руки. Я просто всех прошу рассуждать здраво. Что не могли сниматься ролики на конспиративных квартирах? - Могли. Не могли они фальсифицироваться? - Да и ролики могли фальсифицировать. Любые могли, все что угодно могло быть. Вот и все. Я лишь сделал то, что я сделал. Я снял, я об этом подумал, какие могут быть последствия для меня, для моих близких. Мой брат, он бизнесмен, я тоже там делами занимаюсь…

Арно: Состоит в «Единой России».

Дуда: Да, он член «Единой России». А что тут такого? Я с людьми из «Единой России» тоже знаком с некоторыми. А самый близкий мой знакомый это вот, пожалуйста, мой брат. Я с ним тоже знаком. И я знаю, что он против нарушений, против фальсификаций. И всегда мне, ну как сказать, когда я еще пешком под стол ходил, он всегда мне об этом говорил.

Арно: Вы будете настаивать на том, чтобы ваша жалоба… Вы же подали официальную жалобу?

Дуда: Я не жалобу подавал, я написал заявление в Следственный комитет.

Арно: Вы будете настаивать на том, чтобы все было по закону и оно было рассмотрено, конкретно ваша жалоба?

Дуда: Как вы думаете, если я снял это все, увидел правонарушение, которое я мог не выкладывать, подумать, показать вам или нет, сказать: «Вот, на тебе, вырежи, где там мое лицо мелькнуло и покажите как это происходит». Тут вообще никакого смысла нет. Я просто считаю, не просто считаю, я надеюсь, что будет разбирательство. И сегодня меня радует, что я вчера слышал одно от руководителей страны, сегодня слышу другие немножко заявления о том, что да, надо разобраться.

И я хочу сказать, мое мнение, может быть, это эмоциональная позиция, просто сейчас многие хотят быстрых решений - давайте отменим выборы. Как их отменить? Сразу - нет. Сейчас время не площадей, вот что я считаю, если интересно мое мнение. Сейчас время политиков, за которых люди отдали свои голоса, они им поверили, они в них поверили, в их партийные речи в ходе партийных дебатов и сказали: «Ребята, идите за нас». Теперь их время договариваться и, наоборот, всем сказать: «Ребята, сидите».

Самое главное, сейчас на площади выходят ребята похожие на меня, моложе чуть-чуть, старше, - это те люди, которым небезразлично, то есть, с чувством обостренной справедливости, чувством совести не заснувшей, не проданной. Вот в чем вся история. И это люди, часть из них - настоящее страны, часть из них - будущее страны. Это не спитые какие-то люди, люди не спившиеся, не скурившиеся, не снаркоманившиеся. У них ясный взгляд. Просто у большинства из них сейчас разум затуманен эмоциями. Просто надо сейчас просто по-человечески…

Зыгарь: Я бы хотел уточнить, вы говорите про какие площади сейчас? Просто на разные площади ходят разные люди.

Дуда: Я не знаю, кто куда пойдет, я никуда идти не собираюсь и всех своих знакомых от этого пытаюсь остановить, отговорить.

Надеждин: А много знакомых хотят идти?

Дуда: Нет, не так много. У меня среди моих знакомых, слава богу, большее количество здравомыслящих людей. И всем рекомендую. И в ленте в ЖЖ, или в Facebook очень помогает не всех подряд добавлять. У меня сейчас очень много запросов за последние три дня поступило. Надо читать здравомыслящих людей и понимать, и принимать решение. Очень многие не связаны ни с кем, ни с нынешней власть, ни с будущей какой-то, которая предполагаемая. Вот я, например, не член партии.
Также по теме
    Другие выпуски