Александр Хинштейн: Нургалиев – самый непрофессиональный министр

После громкой отставки главы ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Михаила Суходольского депутат Госдумы Александр Хинштейн высказал мнение, что к скандалу причастен глава МВД РФ Рашид Нургалиев. Чем может быть выгодно Нургалиеву снятие Суходольского с поста, ДОЖДЮ рассказал в студии сам Хинштейн.

«Руководители бригады МВД, которая поехала проверять петербургское управление, получили погоны за скальп Суходольского», ‑ написал сегодня днем в своем Twitter Александр Хинштейн. Он имел в виду громкую отставку главного полицейского Петербурга Михаила Суходольского и последующие перестановки в питерском управлении.

Напомним, 10 февраля Дмитрий Медведев своим указом отстранил Михаила Суходольского от должности начальника управления МВД по Санкт‑Петербургу и Ленинградской области после того, как тот не явился в Москву на итоговую коллегию министерства, где, по данным СМИ, планировалась его «публичная порка». И, по одной из версий, демарш генерала был связан с проходившей в его аппарате тотальной проверкой, которая официально занималась расследованием гибели подростка во время допроса от рук полицейского.

Депутат Госдумы Александр Хинштейн высказывал мнение, что глава МВД Рашид Нургалиев воспринимал Суходольского как своего конкурента. От него решили избавиться, не дожидаясь результатов мартовских президентских выборов, после которых руководство министерства может смениться.

Казнин: Руководители бригады МВД, которая поехала проверять петербуржское управление, получили погоны за скальп Суходольского, написали, собственно, вы, в своем Twitter’е днем.

Хинштейн: Да. Если быть точным, то даже с утра.

Казнин: Да.

Хинштейн: В 9 утра я написал.

Малыхина: Все новости в 9 утра сегодня.

Хинштейн: Мы не договаривались.

Казнин: Имея в виду громкую отставку главного полицейского, бывшего теперь главного полицейского Петербурга Михаила Суходольского и последующие, собственно, перестановки в питерском управлении.

Малыхина: Мы напомним, что 10 февраля Дмитрий Медведев своим указом отстранил Михаила Суходольского от должности начальника управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области после того, как тот не явился в Москву на итоговую коллегию в Министерство, где, по данным СМИ, планировалась его публичная порка. И по одной из версий, демарш генерала был связан с проходившей в его аппарате тотальной проверкой, которая официально занималась расследованием гибели подростка во время допроса от рук полицейского.

Казнин: Ну, вот тоже, в общем, крайне загадочная история.

Хинштейн: Нет, как раз в этой истории ничего загадочного не вижу.

Малыхина: Давайте нам разгадку…

Казнин: Объясните, но, а все-таки, идет проверка по совершенно понятному поводу, по совершенно понятной причине - погиб подросток, - это вопиющая, в общем-то, история даже для нашей страны, где, в общем, всякое случалось и случается, в итоге, уходит, увольняется начальник питерского главка. Здесь вы видите какое-то двойное дно еще?

Хинштейн: Несомненно. Первое - проверка поехала в Санкт-Петербург не случайно. И выговорите о том, что такое беспрецедентное по масштабам событие. С точки зрения эмоциональной - вы правы. С точки зрения практической - не совсем. Дело в том, что, к нашему глубокому сожалению, полицейские убийства, когда люди, гражданское население гибнет от рук сотрудника органов внутренних дел - это не единичный случай, и реагирование со стороны руководства МВД, как правило, не наступает, а если наступает, то оно не носит такого жесткого характера. Я напомню, что сегодня в Санкт-Петербурге сразу несколько уголовных дел слушается в городском суде по фактам убийств, которые совершались сотрудниками полиции, тогда еще милиции. Я напомню, что когда в прошлом году в Перми сотрудниками ОМОНа был не просто убит, а зверски забит один из мирных граждан, более того, у него, извините за такие подробности, с живого сняли скальп, реагирование со стороны министра внутренних дела Рашида Нургалиева наступило только через месяц и только после массовых выступлений общественности, после того, как эта ситуация приобрела характер скандала. Можем вспомнить историю с вами со Свердловской областью. Вы помните, то, что происходило не в Тавде, а где у нас было столкновение между населением и приехавшей группировкой?

Казнин: Сагра.

Хинштейн: В Сагре, извините. И мы помним с вами, какое было реагирование со стороны органов внутренних дел, со стороны начальника ГУ МВД Бородина, который говорил, что все ерунда, со стороны руководства МВД, которое вообще не реагировало на это.

Казнин: В общем, можно перечислять.

Малыхина: Примеров-то много.

Хинштейн: Я могу привести массу таких примеров. Итак…

Казнин: Значит гибель подростка не причина, тогда что?

Хинштейн: Гибель подростка - это повод.

Казнин: Повод.

Хинштейн: Это повод, еще раз подчеркну, бесспорно, смерть, а тем более смерть от руки сотрудников правопорядка, - это конечно из ряда вон выходящее. Это, конечно же, чрезвычайная ситуация. Но, я руководствуюсь не вот этими человеческими вещами, а той логикой, которая выстраивается в действиях руководства МВД, и лично министра Нургалиева, и то, как он всегда на протяжении всего своего руководства ведомством реагировал на подобные события. А реагирование, я о нем вам уже изложил, оно было достаточно вялым. Вдруг, после того, как происходит, повторяю, эта трагедия, в регион направляется бригада в составе 67-ми человек. Потом, когда уже скандал поднялся, его сократили, эту бригаду сократили до 30-ти. Она едет проверять. Что она едет проверять? Реагирование со стороны руководства ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти? Оно произошло. Начальник районного УВД, на территории которого случилась трагедия, освобожден от занимаемой должности, все руководители сняты с должностей, непосредственные виновники, или точнее, подозреваемые, возбуждено дело, они задержаны, затем арестованы. Жесткость и это признают сами питерские и общественники и журналисты, жесткость, с которой Суходольский отреагировал на произошедшее, не имело аналогов с тем, как действовали его предшественники. Зачем, возникает вопрос, едет туда бригада? Кстати, интересная деталь, уже после того, как Суходольский был снят, в момент нахождения бригады там, в городе Санкт-Петербурге, произошло еще одно убийство, совершенное сотрудниками полиции. Командир взвода ОМОНа «Бастион» ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области забил до смерти своего соседа по лестничной площадке. Уголовное дело уже сегодня возбуждено, старший лейтенант полиции также успешно прошедший переаттестацию, арестован. И никакой реакции я не вижу. Повторяю, это произошло в момент, когда бригада МВД там находилась. Если она была отправлена для того, чтобы разобраться в ситуации и как-то ее изменить, то результат обратный, количество этих преступлений возросло.

Малыхина: Вы ставите вопрос, а мы ждем ответа.

Хинштейн: А ответ очень простой. Между Суходольским и Нургалиевым на протяжении длительного времени существовал конфликт, это ни для кого не секрет. Суходольский был назначен вопреки позиции Нургалиева и заместителем министра, а затем в 2008-м году первым заместителем министра. Он имел свою точку зрения по ряду вещей, вопросов, в том числе, о ходе и методах осуществления реформы МВД, он, не стесняясь, эти взгляды и точку зрения свою высказывал, вызывая вполне понятное раздражение, отторжение своего непосредственно начальника министра Нургалиева. И у Нургалиева были все основания считать Суходольского своим потенциальным конкурентом на место, которое освободится после президентских выборов. По закону, как вы знаете, по Конституции, после того, как происходят выборы президента, все правительство и весь силовой блок отправляется в отставку. Поэтому я убежден, и я настаиваю на своей точке зрения, что отправка туда бригады и вся шумиха, которая была поднята, была инициирована Нургалиевым только с одной единственной целью – расправиться со своим конкурентом, что у него и получилось.

Казнин: Но, а информация о том, что изначально Суходольский не нашел общего языка с питерскими полицейскими?

Хинштейн: Мне трудно оценивать, нашел или не нашел этого общего языка, я могу сказать, что во-первых, он приехал уже в квартиру, в которой жили жильцы. То есть, грубо говоря, вам говорят, вот у вас улучшение жилищных условий, отправляйтесь жить. Получаете смотровой ордер, только там уже квартира с жильцами, с тараканами и с мышами. Вся переаттестация личного состава ГУ МВД была проведена до Суходольского, жили люди себе, очевидно, довольно комфортно. Напомню также, что до Суходольского, все без исключения начальники главка уходили в отставку со скандалом, в том числе, его непосредственный предшественник - Пиотровский Вячеслав Юрьевич, который был отправлен, как вы помните, в отставку довольно громко и скандально, когда выяснилось, что у него одна из самых высоких деклараций и эта декларация не бьется. Поэтому то, что в санкт-петербургской полиции ситуация, мягко говоря, далека от идеальной, было понятно изначально. Более того, в противном случае, по крайней мере, публично, не звучало бы о том, что руководитель такого уровня, а Суходольский до назначения был первым заместителем министра внутренних дел, туда не направят. Его направляли, повторяю, согласно официальной версии, «для усиления». Суходольский поехал усиливать. Как вы полагаете, когда ты приезжаешь уже в сложившийся коллектив для усиления и наведения порядка, какие эмоции это вызывает у твоих новых подчиненных? Совершенно очевидно, что восторга и любви это точно за собой не влечет. Естественно, со стороны тех, кто остался от команды Пиотровского, те, кто считал себя вправе полностью определять погоду и быть законодателем моды там, конечно появление самостоятельного руководителя, который сказал: «Ребята, тихо. Теперь я буду определять кто куда ходит», конечно же, вызвало у них совершенно понятное отторжение, возмущение.

Малыхина: Александр, вы так пассионарно и детально разбираетесь в этой истории. Ваша личная позиция, вы чего хотите добиться?

Хинштейн: Вообще, если говорить о моей позиции без относительно даже Суходольского, я хочу добиться отставки министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Я считаю, что Нургалиев - самый непрофессиональный министр в новейшей истории. Будучи депутатом и будучи журналистом, я имел возможность анализировать, взаимодействовать, работать именно по тематике правоохраны, и полагаю, имею основания делать выводы. Я настаиваю и готов отстаивать свою точку зрения на любом уровне, до уровня президента, что Рашид Гумарович Нургалиев - самый профнепригодный министр внутренних дел за всю российскую новейшую историю, начиная с 91-го года. Ситуация с Суходольским, на мой взгляд, лишь подчеркивает и доказывает мой тезис. Потому что, вопрос не в том, что Суходольский был отстранен, а точнее, освобожден от занимаемой должности, это было сделано указом президента, и у президента это право есть, и упаси Господь, никто не претендует на это, не ставит это под сомнение, но то, как проходило это, как реализовывался указ президента - не лезет ни в какие ворота. Когда руководитель такого уровня генерал-полковника полиции выгоняет из кабинета точно бомжа, который куда-то залез, силой ОМОНа и СОБРа, блокируя здание, проводя войсковую операцию…

Казнин: Там портал блокировали.

Хинштейн: …Не дав ему, ладно, проститься с личным составом, даже собрать вещи элементарные из кабинета. О чем это может говорить? О какой правозащите может сегодня у нас рассуждать любой гражданин, видя, как обращаются с тем, кто вчера еще, а Суходольский уехал, извините, 8 месяцев назад, он даже года не проработал? Поэтому, если говорить об отправке туда бригады, то существует негласное правило: год человек должен прослужить в должности на территории. Он проработал 8 месяцев. Так вот, человек, который еще вчера был первым заместителем министра, вторым лицом в системе, Рашиду Гумаровичу так не терпелось реализовать свою давнюю мечту, чисто по Фрейду, так ему не терпелось совершить вот эти жесткие сексуальные действия со своим многолетним соперником, что он не посчитал нужным даже какие-то элементарные правила приличия соблюсти. И это, на мой взгляд, нанесло огромный урон не Суходольскому (он сегодня освобожден), не Нургалиеву (его репутация ниже плинтуса), а системе МВД, всей правоохране.

Малыхина: А шансы есть у главы МВД нынешнего на следующем витке сохранить свой?..

Хинштейн: Мне бы хотелось верить что нет. Я, как депутат, как зампредседателя профильного Комитета по безопасности, противодействию коррупции Госдумы, подчеркну, от «Единой России», как член Генерального совета «Единой России» сделаю все возможное, все, что предусмотрено законом для того, чтобы профнепригодный гражданин по фамилии Нургалиев не был министром внутренних дел.
Также по теме
    Другие выпуски