Teen Riot на фестивале «Территория»

Новое поколение заявило о себе. Мир готовится к новой молодежной революции. Эти выводы я сделал после прошедшего в Москве театрального фестиваля «Территория». Программа в этом году была очень крутая. К нам привезли знаковые европейские постановки, увидеть которые было необходимо, чтобы быть в курсе театрального контекста.

Главное событие – спектакль Raush из дюссельдорфского театра Шаушпильхаус. Это эмоциональное потрясение, два часа свободы, переживаний и чистых эмоций. Это стоит увидеть, особенно если у вас депрессия и очень плохое настроение. Rausch – очень эмоциональное высказывание молодых, жизнь которых сегодня проходит в социальных сетях и в ссорах со своими партнерами. Все это накладывается на общественно-политический и экономический контексты. Возникает недовольство всем. За ним – бунт. Осмысленный и интеллигентный. 68 год сразу приходит на ум. Rausch – это про отношения между людьми, про возможность любви в современном мире. На сцене – только молодые люди, юноши и девушки, поколение двадцатилетних и тридцатилетних. Они двигаются хаотично, нервно танцуют, а в промежутках произносят очень эмоциональные монологи про то, что наболело. Про то, что будет понятно каждому сидящему в зале. «Я люблю тебя», «Почему, когда я захожу в комнату, ты сразу выключаешь компьютер?», «Почему, когда мы целуемся, ты проверяешь количество лайков в Facebook?». Зависимость от социальных сетей – важная тема в спектакле модного немецкого режиссера Фалька Рихтера. Facebook убивает любовь. Один из героев жалуется: весь позитив его партнерши достается Интернету, а негатив – ему. Мы теперь совсем другие – какие-то виртуальные. Что-то пошло не так. Поэтому вторая тема постановки – пора все менять. Перемен требуют сердца европейской молодежи. Время пришло. Достало все – Facebook, католическая церковь, капитализм и, конечно, постоянные ссоры с партнером. Кто сказал, что два человека могут быть вместе счастливы долго? Может это тоже миф, как и невидимая рука рынка?  Со сцены задают сложные вопросы. Те, которые мы с вами очень часто задаем себе в жизни. Rausch производит сильное впечатление. Это такой выплеск, который должен был произойти. Приходит другое поколение, время других людей, которые готовы бороться со стереотипами и препятствиями старого времени.

По посылу и настроению спектакль Rausch удивительным образом совпал с премьерой Кирилла Серебренникова. На закрытии «Территории» в «Гоголь-центре» показали музыкальный спектакль «Пробуждение весны». Это тоже высказывание молодых. В данном случае их бунт против отцов, против дурацких правил, против ханжества и бездумных запретов на любовь. «Пробуждение весны» - фактически франшиза. Изначально это была пьеса немецкого писателя Франка Ведекинда. Написал он ее в 1891 году, через 15 лет пьесу поставил известный режиссер Макс Рейнхард. А в России примерно в это же время за нее взялся Всеволод Мейерхольд. Уже в 2000-х спектакль возродили на Бродвее. Там его сыграли 900 раз, он получил кучу наград и снискал большой успех. И вот теперь он звучит по-новому в «Гоголь-центре». «Пробуждение весны»- это история про мальчиков и девочек, которые живут в закостенелом закомплексованном обществе. Они разделены по разным школам, но неизбежно начинают испытывать друг к другу влечения, у них возникает набор подростковых трудностей. Но родители и учителя не готовы им помочь. Они становятся их врагами. Поэтому некоторые совершают самоубийства, другие просто идут по наклонной. Так что «Пробуждение весны» - очень злободневный спектакль. Ведь мы живем в эпоху тотального запрета, ханжества, возрастных ограничений и страха перед различной пропагандой. Дети – первые жертвы этой лживой политики. Недопонимание отцов и детей – вечная проблема. Про одиночество, про первую любовь, про страх и отчаяние. Высказывание против ханжеского общества, которое навязывает свои правила. Этот посыл – самое главное, что есть в спектакле. В остальном, он, конечно, сильно проигрывает тому же Rausch. Там тоже музыка, тоже молодежь, но все как-то естественно, органично и к место. Здесь же - банально, вычурно и местами слащаво. Вроде бы иногда кажется, что это даже и не Серебренников, не «Гоголь-центр». Жанр в «Пробуждении весны» явно преобладает.  Музыкальные номера портят впечатление.  И я не о голосе актеров, которые далеко неидеальные, они сами это понимают. И  не о технике, которая часто подводила, спектакль даже несколько раз из-за этого переносили. Проблема в другом: на сцене хаос и балаган, периодически переходящий КВН. Кажется, что больше сосредоточились на методе, на номерах, на звуке, а все остальное позабыли. Публика, конечно, довольна. У нас мюзиклы любят. Но посмотреть спектакль тем не менее стоит, это не «Чикаго» и «Граф Орлов». Составите свое впечатление. Там есть все – и мат, и гей-пропаганда, и секс, и мастурбация, и драки. Все составляющие современного театра, все, что так не любят наши чиновники и депутаты, все, что раздражает старое поколение. В этом Серебренников остается верным себе.

После «Территории» остается ощущение, что мир захотел перемен. Молодежь везде одинаковая. И скоро мы придем к власти по всему миру, это просто закон поколений. И тогда ваши старые правила будут окончательно разрушены. Восстание началось. Его не остановить!

Посещайте вместе с нами культурные события, пишите посты в Facebook и Twitter, публикуйте фото в Instagram с хэштэгом  #мойпуть! И станьте участником программы «Иди и смотри».

Подробности на http://tvrain.ru/myway/

Комментарии доступны только подписчикам.
Оформить подписку