Журналист из Краматорска: войны не будет, идет большой торг с Киевом за деньги и полномочия

16/04/2014 - 21:24 (по МСК) Павел Лобков, Юлия Таратута

Ситуацию в Славянске и Краматорске обсудили с нашим коллегой – журналистом из Краматорска Андреем Романенко.

Таратута: Андрей, расскажите, что на самом деле в Краматорске? Война нервов или что-то большее?

Романенко: В самом Краматорске все достаточно мирно, никаких особых событий в городской черте не происходит. Сегодня все события происходят за городом, или правильнее сказать, в пригородах. С самого утра в Краматорск пытались войти некие колонны украинской техники. БТР-ы, танки, машины с солдатами. Они двигались с разных направлений, и местные жители и активисты пророссийские всячески пытались их блокировать. Кому-то удавалось вырваться, кому-то нет. Ситуация происходит в разных концах города, очень тяжело за этим следить, но мы как-то пытаемся собрать это в единую картину.

Лобков: Известна ли судьба тех 6 бронемашин, которые вроде бы были отогнаны силами самообороны или сторонниками референдума в Славянск. Что-то известно об их экипажах? Где эти люди? Они под арестом?

Романенко: Да, Павел. Судьба их более-менее прояснилась. Министерство обороны Украины очень долго не могло определиться, были они захвачены, или это был хитрый план, чтобы прорваться к месту дислокации. Действительно, они были заблокированы на въезде в город местными жителями, а  самооборона, которая подъехала, предложила перейти на сторону Донецкой республики и служить дальше.  Парни, как нам удалось узнать, согласились далеко не все. Но несколько человек все-таки приняло предложение, и эти машины под российскими флагами перегнаны в Славянск. Сейчас они находятся в центре города, недалеко от исполкома, который  контролируют «зеленые человечки». Что касается экипажей, по нашим сведениям, несколько офицеров все-таки согласились остаться с техникой под контролем Донецкой республики, а основную часть вроде бы удалось вывезти на некоторую подконтрольную украинской армии территорию. Все обошлось вроде бы без жертв, без заложников и достаточно мирно.

Лобков: А вооружены местные отряды самообороны, те люди, которые препятствовали ходу бронетехники в город? Какое у них вооружение?

Романенко: Тут надо разъяснить. Есть две самообороны. Первая самооборона – это действительно вооруженные, хорошо подготовленные люди, они появляются в самых неожиданных местах, и кто они – официально не называется. Кроме этого есть местные активисты, которые называют себя местной самообороной, народно-освободительным движением. Вот они больше всего создают движения по городу, блокируют, пытаются препятствовать передвижению людей, они как раз не вооружены. У них огнестрельного оружия нет. Есть какие-то палки, дубинки, биты, но они ими не пользуются. Кроме всего очень большую роль во всех этих блокированиях играют местные жители. Причем, настроения там не столько пророссийские или антиукраинские. Люди просто боятся военной техники. Они очень хорошо относятся к украинским солдатам, они не пытаются их обижать, наоборот, подкармливают, приносят сигареты, а вот пропускать технику куда-то они боятся, опасаясь, что она может быть использована против мирных жителей.

Таратута: А какой ваш сценарий ближайшего развития событий? Куда дело идет?

Романенко: На мой взгляд, дело идет к торгам с очень крупными ставками. Об этом может говорить сегодняшний съезд «Партии регионов» в Донецке. Уже названы преференции, которые донецкие хотят получить от новой украинской власти. И, скорее всего, все, что происходит, это серьезное бряцание оружием и демонстрация своей силы. Посмотрите, мы контролируем Донбасс, Донбасс может уйти в Россию. Так что я думаю, что если торги все-таки происходят, и если они завершатся, то, мне кажется, ввода войск мы тут не очень ждем. Скорее всего, местные элиты настроены на диалог с центральной властью и попытки выторговать себе как можно больше.

Лобков:  Сегодня прошел в Донецке съезд «Партии регионов» со всей юго-восточной Украины. Имело ли это событие резонанс? Пользуется ли «Партия регионов» сейчас популярностью среди местных жителей, или выросли другие лидеры, которые пользуются большим авторитетом?

Романенко: Здесь, на юго-востоке, это, скорее, политический вакуум. Здесь действительно была очень высокая поддержка «Партии регионов», но с этими событиями люди разочаровались. Все увидели, в каких условиях жил Виктор Янукович, пока шахтеры и металлурги получали нищенскую зарплату. Люди не очень доверяют ни новой власти, ни старой власти. Такого показателя доверия у партии как партии тут, скорее всего, уже не будет. А вот что касается членов этой партии, спикеров, которые являются активными членами партии, они пользуются каким-то доверием. Вопрос в другом – могут ли они влиять на тех людей, которые сейчас под облгосадминистрацией, которые контролируют мэрии и городские отделы милиции. Вот это большой вопрос, потому что во многом эти протестные настроения вспыхнули среди достаточно маргинализированной прослойки населения, для которых авторитетов не существует. Потому что массового выхода заводчан, шахтеров на эти акции все-таки нет, на них руководители и хозяева предприятий имеют очень большое влияние.

Фото: РИА Новости

Другие выпуски