«Жигули» больше не российская машина: «АвтоВАЗ» переехал в голландский офшор

15/04/2013 - 22:11 (по МСК) Павел Лобков, Лика Кремер
Het Nederlandse Ghiguli. Наше автомобильное все уехало в голландский офшор. Акционеры «АвтоВАЗа» завершили создание совместного предприятия, которое будет управлять крупнейшим российским автопроизводителем.

В итоге «АвтоВАЗ» окажется под контролем голландской компании, принадлежащей французам. О том, как «Лада» переехала путинскую деофшоризацию – наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Как сообщил сегодня «АвтоВАЗ», в конце марта завершился процесс передачи акций завода в специально созданную компанию. Сейчас  у комбината три главных акционера. Это госкорпорация «Ростех», бывшая «Ростхехнологии», кипрская дочка инвесткомпании «Тройка Диалог», недавно поглощенная Сбербанком, и французско-японский альянс Renault-Nissan. В конце прошлого года владельцы договорились о том, что контроль в «АвтоВАЗе» получит альянс. Французы с японцами уже давно совладельцы «АвтоВАЗа», они купили блок-пакет завода еще в начале 2008 года, спустя несколько месяцев разразился кризис, и государство так активно начало спасать завод, что иностранцы чуть не лишились своей доли. Но в итоге «АвтоВАЗ» получил почти 60 млрд. руб. от государства,  Renault-Nissan откупился технологиями. Теперь, наконец, иностранцы получат за свое терпение контроль на заводе. Происходить это будет следующим образом: все акционеры передают свои пакеты в единую компанию «Альянс Ростэк Ауто  Би Ви», и это юрлицо станет владельцем трех четвертей завода. К середине года альянс полностью выкупит доли этой фирмы у «Тройки» и частично у «Ростеха», потратив на это в общей сложности почти 750 млн. долларов. В итоге через это СП альянс будет контролировать чуть больше 50% в «АвтоВАЗе», причем, как это часто бывает в российском бизнесе, есть условие, которое имеет большее значение, чем акционерный контроль.

Михаил Пак, аналитик компании «Атон»: Чтобы сделка была структурирована таким образом, что какие-то такие реструктуризационные решения, например, сократить персонал на треть… мне кажется, оно все-таки принимать не сможет, не консультируясь с другими акционерами, такими как «Ростех». Все-таки предприятие является градообразующим и важным для всей автомобилестроительной отрасли в России. Поэтому такие ключевые решения, я думаю, к сожалению, Renault не сможет принимать независимо от мнения других акционеров и российского государства. Думаю, негласно, это все-таки как-то обговорено у них, некий уровень, мне кажется, все-таки присутствует.

Самое интересное, что договариваться о социальной политике самарским властям теперь придется  формальном  с голландской компанией. Именно там теперь прописан будет «АвтоВАЗ». Таким образом, в Голландии теперь не только крупнейший российский ритэйлер «Икс 5 Ритэйл групп», а также крупнейшая российская интернет-компания «Яндекс», но и крупнейший российский автозавод.

Причин тому, что «Жигули» пришлось прописать в Голландии, одна – российское законодательство. Оно очень плохо регулирует такие понятие, как совместное предприятие и соглашение акционеров. Да и французско-японскому альянсу гораздо комфортнее в понятной ему европейской юрисдикции. Но с другой стороны, как же вот это заявление Владимира Путина?

Владимир Путин, президент РФ: Притчей во языцех стал офшорный характер российской экономики. Эксперты называют такое явление бегством от юрисдикции. По некоторым оценкам, 9 из 10 существенных сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая компании с госучастием, не регулируются отечественными законами. Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики.

Здесь у совладельцев «АвтоВАЗа» есть железный аргумент: соглашение о создании СП в Голландии подписывалось, по крайней мере, о нем стало известно, в тот же день, когда Путин в своем послании федеральному собранию объявлял о необходимости вернуть российский бизнес на родину, то есть буквально когда Путин произносил эти слова, судьба «АвтоВАЗа» уже была решена. Шутки шутками, но путинский призыв деофшоризироваться пока имеет несколько обратный эффект. Самая масштабная сделка в российской истории, покупка «ТНК-BP» «Роснефтью», прошла за пределами российской юрисдикции. Одна из крупнейших приватизационных сделок, продажи дальневосточного порта «Ванино», закончилась тем, что владельцами оказались три кипрские фирмы с неизвестными бенефициарами. Теперь в этот ряд встает сам «АвтоВАЗ». Все эти случаи имеют вполне добросовестное и логичное объяснение: просто так удобнее.

Другие выпуски