За московскими мигрантами снова пришли. Облавы, аресты и даже убийства

16/10/2013 - 15:43 (по МСК) Никита Белоголовцев
 В Москве с новой силой продолжились облавы на мигрантов. Их задерживают в разных частях города, в том числе на овощных базах и других объектах – после того, как провести проверку велел мэр Сергей Собянин. Одновременно в суде Роспотребнадзор добился закрытия злополучной базы в Бирюлево. Пока на три месяца. Причины указаны такие: не до конца были проведены работы по борьбе с грызунами, туалеты не дезинфицировались и так далее. При этом Федеральная миграционная служба отвергает обвинения в том, что эта кампания носит дискриминационный характер. Что об этом думают сами приезжие, которые стали заложниками ситуации в Бирюлево, пытался выяснить Егор Максимов.
Максимов: Подозреваемый в убийстве в Бирюлеве, Орхан Зейналов, признался в убийстве. Накануне его задержали в Коломне, на вертолете отвезли в Москву, передали в руки четырех бойцов СОБРа, а те отвели в кабинет к министру внутренних дел Колокольцеву. Он похвалил бойцов на видеокамеры, а Зейналова отправили в камеру тюремную. Сегодня он дал показания, во всем признался, но говорить по-русски до сих пор отказывается. Об этом сообщил официальный представитель следственного комитета Владимир Маркин.
Видимо, перевод несколько затянет процесс. Но уголовные дела сейчас идут одно за другим по абсолютно разным событиям, все из которых связывают с выступлениями националистов в Бирюлеве.
В соседнем районе (Восточном Бирюлеве) ночью зарезали гражданина Узбекистана. Тело нашли недалеко от железной дороги, с ножевыми ранениями, и уже возбудили уголовное дело по статье убийство. Из-за того, что это соседние районы и что убили приезжего — мало кто сомневается в связи между погромами в Бирюлево и этой жесткой расправой.
Активизировалась и московская полиция. Накануне они провели рейд по торговым точкам и задержали 160 мигрантов из Средней Азии. 12 из них в России — нелегально и в отношении них уже составили административные протоколы по нарушению въезда и режима пребывания в стране.
Московские националисты вдохновили петербургских. И там тоже возбуждено уголовное дело по статье 282-й — возбуждение ненависти. В первый день Курбан-байрама националисты организовали две провокации: инсценировали ножевое и огнестрельное ранение одного из своих, а потом призывали в социальных сетях поддержать московских националистов. Теперь полиция пытается их найти.
«Мне звонят, пытаются понять, в чем дело. Ощущение тревоги, конечно, присутствует у людей: массовые проверки, отпечатки пальцев и все остальное. Я со своей стороны объясняю людям, что, в принципе, правоохранительные структуры имеют право на такие проверки и все идет в рамках закона: устанавливают личность, проверяют отпечатки пальцев и сразу же отпускают. Более того, это некая профилактика, чтобы подобные случаи, который произошел на рынке в Бирюлево, не происходили» - рассказал нам глава Узбекской диаспоры в Москве Тимур Мухамедов.
И, наверное, самая странная история произошла на улице Большая Полянка. Там трое неизвестных «восточной внешности» (так сообщали свидетели) ворвались в храм Григория Неокесарийского, начали кричать фотографироваться с алтарем. Когда их попросили уйти, они приставили пистолет к голове священника и начали угрожать убийством. Там удалось вызвать полицию, и вместе с ними приехали даже сотрудники ФСБ. Нападавших арестовали, уже возбудили уголовное дело по стать хулиганство. Протоиерей Всеволод Чаплин же заявил, что нужно наказать эту кощунственную выходку и понять, не стоят ли за ней коварные иностранцы. Чаплин: «Будто кто-то специально пытался столкнуть верующих традиционных для России религий православного христианства и ислама». А вот протодиакон Андрей Кураев считает, что не нужно здесь замечать какой-то религиозный конфликт, гораздо интереснее другая сторона вопроса. «Во-первых, пьянь есть пьянь. Если эти люди были пьяны в главный религиозный праздник мусульман, то, для начала, они просто плохие мусульмане. Но себя они могут считать совершенно иначе: напротив, образцовыми. Но мне как раз интересно, как суд это воспримет. Потому что перед нами откровенный случай, когда можно, наконец, использовать по делу ту самую новеллу в законодательстве про оскорбление религиозных чувств. Посмотрим, как, решится суд оживить эту пока что мертвую статью? И будет ли он ее использовать?» - сказал Кураев.
Действительно, хулиганство на Большой Полянке было в храме — как и акция панк группы Pussy Riot. И то же обвинение — хулиганство. На самом деле, 213-я статья — это такой главный карательный инструмент последнего времени. Часто даже в менее серьезных, казалось бы, делах, задержанным вменяют именно статью «хулиганство».
Другие выпуски