За границу дорого, в Сочи не хочется. Все признаки предновогодней туристической депрессии

04/12/2014 - 01:57 (по МСК) Анна Монгайт

Накануне нового года в России наступила «туристическая депрессия». Все деньги, выделенные гражданами из личного бюджета на путешествие за границу, видимо, достанутся Сочи. Готов ли город к наплыву туристов, рассказал Александр Валов, главный редактор сайта BlogSochi.ru 

Монгайт: Я сегодня прочитала, что отменили поезда «Ласточка», которыми все так гордились во время Олимпиады, какие быстрые, отличные, сделали так удобно, что якобы заменяют немецкие поезда на российские как раз в разгар или начало горнолыжного сезона. Вы об это слышали?

Валов: Да, конечно. Это самая обсуждаемая у нас новость в последнее время.

Монгайт: А почему это происходит?

Валов: Насколько я понимаю, РЖД предъявляет финансовые требования к администрации Краснодарского края, которые должны компенсировать убытки, которые несет РЖД. В частности, называлась такая цифра, что стоимость билета, его себестоимость около тысячи рублей, а цена на Красную поляну порядка 50 рублей. Вот эту разницу должна администрация Краснодарского края компенсировать. Меня, если честно, удивляет, цена просто запредельная, причем за эту цену в тысячу рублей якобы не входит расходы строительства дороги, которая была одна из самых дорогих, порядка 12 миллиардов долларов было потрачено на дорогу Адлер – Красная поляна, но это совмещенная дорога.

Монгайт: А как вы ощущаете, город готов к тем туристам, которые не поехали за рубеж, которые вынужденно, возможно, поедут в Сочи?

Валов: Мне кажется, что инфраструктура у нас готова, дороги, развязки, все создано для того, чтобы приезжали туристы. Но мне кажется, что Крым, присоединение Крыма, создание там благоприятных условий ставит не в очень выгодную ситуацию Сочи, потому что да, цены у нас понизились значительно, но многие отели из-за того, что их стало так много, имеретинка работает даже летом. Имеретинка – это те гостиницы, которые там понастроили. Она даже летом на 40-50% работает.

Понимаете, их переизбыток, и, естественно, они вынуждены снижать цены, а это приводит к тому, что они становятся убыточные. Например, недавно департамент отчеты публиковал о прибыльности, о доходности предприятий города Сочи. У нас самый высокий показатель убыточности предприятий – 35%. В крае нигде такого нет, ни в одном городе.

Монгайт: После Олимпиады мы слышали от руководителей крупных государственных корпораций, что именно в Сочи теперь они будут проводить все свои масштабные корпоративы. Вы слышали о каких-то корпоративах?

Валов: Здесь проводится огромное количество мероприятий, тот же Международный экономический форум, но я очень сильно сомневаюсь в его рентабельности. Это снова бюджетные расходы. У нас сейчас на бюджет Краснодарского края, на бюджет Сочи легли очень огромные расходы на содержание всей олимпийской инфраструктуры. У нас многие дороги передают краю или городу, то есть федеральный бюджет, по сути, сбрасывает весь этот баланс. И доходы при этом у города падают, потому что туристов в этом году было очень мало.

Монгайт: Говорят, что из Юрмалы «Новая волна» переедет теперь в Сочи. Вы говорите, обсуждаете эту тему? Это же тоже наверняка золотое дно.

Валов: Последняя информация, что он не будет переезжать, она вроде как в Санкт-Петербурге останется, насколько я знаю.

Монгайт: То есть она переедет из Юрмалы в Санкт-Петербург?

Валов: Насколько я знаю, да. Даже недавно на официальном сайте администрации это было.

Монгайт: Говорят, что накануне нового туристического сезона эту разницу в количестве туристов и количестве гостиниц пытаются восполнить очень высокими ценами. Например, ски-пассы на горнолыжном курорте Красная поляна стоят какие-то космические деньги. Это так или нет?

Валов: Да. На самом деле буквально на днях публикуют расценки на зиму, я бы сказал, что они катастрофически высокие. Видимо, они избалованы стали – и «Роза хутор» из-за того, что Олимпиаду они приняли, видимо, получили огромные дотации на проведение. И в результате сейчас избалованы эти горнолыжные курорты, они загибают такие цены, что я сомневаюсь, неужели они станут конкурентоспособными на фоне всей этой горнолыжной индустрии Европы. Цены действительно очень высокие.

Монгайт: Ну вот предчувствие нового зимнего сезона в новом качестве, когда люди не могут во многом по финансовым причинам, кто-то по юридическим, например, силовики, которые теперь не так часто выезжают за границу, едут в Сочи. Вы ощущаете, что стало больше зимних туристов?

Валов: Вряд ли. Честно, не особо заметил. Олимпиада привлекала, и люди приезжали. Олимпиада закончилась, интерес, может, какой-то остался. Но люди, как приезжали с 2007 года, наверное, та же цифра демонстрируется и на протяжении этих всех лет. Все-таки Сочи – это летний курорт, а не зимний, в большей степени. 

Другие выпуски