Волконский о спасении исторического наследия: лучший вариант – это продавать усадьбу за условный один евро под реставрацию

04/09/2013 - 15:33 (по МСК) Тихон Дзядко
Князь, потомок рода Волконских Олег Волконский обсудил с Тихоном Дзядко судьбу их фамильного дома в центре Москвы и усадьбы Суханово. 
 

Дзядко: Вы какое-то принимали участие в «войне» вокруг дома Волконских в Москве?

Волконский: Это действительно своего рода маленькая война. Я принимал участие в том смысле, что у меня есть много друзей на Facebook, я регулярно размещал информацию об этом. У меня друзья на Facebook из многих стран мира, не только из России, но из Франции, представители русской эмиграции во Франции, есть друзья в Америке, Германии, в скандинавских странах. Так я мог распространить информацию на международном уровне. У меня были хорошие отклики, поддержка: держитесь, ребята, не сдавайтесь.

Дзядко: Это дало свои плоды?

Волконский: Я думаю, что нет, потому что это закончилось тем, что верхний этаж сняли и теперь продолжают, насколько я понимаю, строить два этажа. К сожалению, это одна баталия, которая окончилась победой более мощных сил.

Дзядко: Как вам кажется, почему это происходит? Почему такое невнимание, такое пренебрежение к объектам культурного наследия?

Волконский: Это просто печальное наследие истории, в том смысле, что в течение 70 лет в Росси господствовали большевики и их наследники. Теперь 20 лет спустя Россия все еще страдает под этим наследием. Первоначально была, конечно, поставлена цель Лениным, Троцким и так далее вообще уничтожить русскую историю. Осталось много людей, которые не то, что в это верят, но просто это вошло уже в быт, в кровь, в дух и в воздух всей страны.

Дзядко: А как от этого избавляться?

Волконский: Есть еврейская притча- Моисей вел народ племя по пустыни 40 лет. Именно эта цифра 40 лет чаще всего применяется среди историков, людей, которые интересуются историей. Для того, чтобы России отчиститься от этой грязи, потребуется 40 лет, потребуется, чтобы выросло совершенно новое поколение, чтобы даже их отцы не жили под властью Советского союза. Тогда, я думаю, дела изменятся ку лучшему. Тогда, я думаю, опять будет уважение к истории, к предкам. Пока что идет действительно борьба, одни люди хотят старую Россию, другие хотят Советский союз. И вот тут происходит это столкновение.

Дзядко: Скажите, что происходит с усадьбой Волконский в Суханово?

Волконский: Усадьба Волконский в Суханово принадлежала князю Петру Михайловичу Волконскому. Он был основателем русского генерального штаба, закончил свою жизнь в чине фельдмаршала, был разработчиком плана взятия Парижа- это не малое достижение. В 1814 году ему принадлежало Суханово, он очень любил Суханово. Когда он приезжал в Петербурге, он жил в основном в Зимнем Дворце, потому что он был очень близким другом Петра Первого. Но когда он приезжал в Москву, он жил в Суханово. Там он описывал так: «Я чувствую себя как в раю, никакой ответственности, дел».

Дзядко: Так что теперь с этим раем случилось?

Волконский: Теперь этот рай совсем в ад не превратился.

Дзядко: На уровне чистилища, да?

Волконский: Именно, к сожалению, очень не чистое, потому что там завалено мусором. Дом постепенно разваливается, главная усадьба, как и другие объекты, а их там несколько. Парк заросший, в безобразном состоянии. Дело в том, что нет средств, чтобы усадьбу поддерживать.

Дзядко: Она находится в федерльной собственности?

Волконский: В принципе это федерльная собственность, она была дана в долгосрочную аренду Союзу архитекторов России еще, кажется, в 20-ых годах. С тех пор там существует дом отдыха архитекторов.

Дзядко: Он функционирует по-прежнему?

Волконский: Как сказать функционирует, и да, и нет. Иногда они там устраивают некоторые мероприятия. Главная усадьба сдается какому-то лицею, школе частной, которая дает хотя бы маленький доход, чтобы как-то на волоске поддерживать усадьбу, чтобы платить хотя бы за электричество.

Дзядко: А вам как потомку рода Волконский, хотелось бы, чтобы с этой усадьбой было что?

Волконский: Во-первых, реставрирована архитектурно, потому что ей уже скоро грозит полный развал, до фундамента. Во-первых, чтобы она была восстановлена архитектурно, потому что это все-таки очень важный памятник культуры, архитектуры.

Дзядко: Давайте представим, что восстановили. Дальше, что вы хотите, чтобы с ней было?

Волконский: Вот это главный и очень хороший вопрос. Предположим, ее восстановили, надо найти какое-то применение. Применений несколько, например, я несколько лет жил в Германии, я знаю, что в Германии старые замки продаются бывшим владельцам или новым покупателям за 1 евро.

Дзядко: Вы готовы были бы за 1 евро, или 101 евро, или 1001 евро приобрести?

Волконский: Готов был бы за 1 евро приобрести, но дело в том, что у меня нет средств, чтобы это все реставрировать.

Дзядко: То есть это 1 евро, но потом выходит в значительно большую сумму, поскольку нужно все реставрировать?

Волконский: Выходит все потом в несколько десятков миллионов евро, то же самое в Суханово.

Дзядко: Вам хотелось бы, чтобы там был музей или что?

Волконский: Там столько много возможностей. Там мог бы быть многофункциональный комплекс, во-первых, реставрация, да, музей наполеоновский войн, пантеон, усыпальница Волконских, которая раньше там существовала, но которую разграбили, а гробы просто выбросили во двор. Из этой усыпальницы, верьте или не верьте, устроили столовую. Практические применения могут быть разные, в Германии такие замки часто превращаются либо в гостиницу, либо в конференц- центр. Конференц-центр- очень хорошее дело, можно там проводить конференции, съезды, семинары, выставки, плюс спортивные развлечения, теннисные турниры, концерты на открытом воздухе.

Дзядко: Вы пытаетесь влиять опять же, как потом рода Волконских, на то, что происходит в Суханово через какие-то организации, может?

Волконский: Да, есть такая организация «Община Суханово» - это местные люди вокруг Суханово, они собрались вместе и пытаются как-то спасти. Есть один человек Павел Мухотин, он, можно сказать, локомотив этого общества, он пытается из всех сил что-то из этого сделать. Есть попытки такие. Мы недавно смогли кое-как привести в порядок мавзолей Волконских. Он, между прочим, построен очень знаменитым архитекторов 18 векаЖилярди, признанный шедевр. Раньше там была столовая, теперь уже происходят богослужения и над куполом поставлен крест.

Другие выпуски