Владислав Наганов: в конце концов Навальный войдет в «Народный альянс»

10/04/2013 - 17:27 (по МСК) Павел Лобков
Партия «Народный альянс» сегодня подала документы на регистрацию в Минюст. Какие у «партии Навального» планы и войдет ли в нее сам борец с коррупцией, обсудили с  руководителем Центрального исполнительного комитета партии Владиславом Нагановым. 
Лобков: У нас некоторое время назад был Ашурков,  как я понимаю, он тоже соратник Навального, и вы тоже соратник Навального. И как-то речь об этих документах шла, по-моему, чуть ли не в октябре или в ноябре месяце. Почему сегодня ещё раз понадобилось подавать документы?

Наганов: Там существует несколько этапов подачи документов. Первый раз мы подавали в прошлом году документы, уведомляющие, что мы создали оргкомитет партии. Сейчас уже прошёл весь этап подготовительный, связанный с созданием региональных отделений, после проведённого нами съезда в декабре. И этот этап подачи документов, который сейчас, он окончательный. То есть после него через месяц мы должны уже получить окончательно бумаги от Минюста на регистрацию партии.

Лобков: Может ли что-то помешать?

Наганов: Теоритически может помешать политическая воля или заказ со стороны власти, если они не захотят допустить «Народный альянс» к выборам, они естественно обладают возможностями, чтобы отказать нам в регистрации. Но мы сделали всё, что возможно в рамках закона, чтобы осложнить им такой отказ.

Лобков: А именно?

Наганов: Мы тщательно подготовили документы и подали их в установленные сроки с тем, чтобы успеть зарегистрировать партию и все региональные отделения аккурат к объявлению об избирательной кампании.

Лобков: Сколько должно быть отделений по новому закону?

Наганов: Более чем половина субъектов федерации.

Лобков: У вас это есть?

Наганов: У нас это есть, у нас 44 региона имеется.

Лобков: Все говорят: партия Навального, партия под Навального, сам Навальный не является членом партии. Это напоминает, как Владимир Путин – не член «Единой России». Почему Навальный не входит в партию? Если бы он там был, то и партия бы зазвучала соответствующим образом.

Наганов: Первоначально такое решение было принято, чтобы не привлекать излишнее внимание со стороны того же государства.

Лобков: Об этом и так все знают.

Наганов: Это сейчас стало очевидно, многие предполагают, никто не отделяет от самого Навального, и сам он заявлял неоднократно публично, что он не отделяет себя от «Народного альянса», что это его партия, что он неформальный член «Народного альянса». Это всё прозвучало публично в его заявлении на съезде. Первоначально у нас были ожидания, что появление того же Алексея в партии могло бы привлечь излишнее внимание со стороны государства и какое-то более серьёзное стремление не зарегистрировать партию.

Лобков: 14 апреля будет суд над Алексеем. Как вы считаете, вы сможете ему помочь, или наоборот то, что будет суд над ним, это осложнит прохождение ваших бумаг?

Наганов: Я не думаю, что это как-то способно осложнить прохождение.

Лобков: Ну, неформально, он у нас же многое делается неформально в стране.

Наганов: Тут, как говорится, на всё воля Божья, если власть примет такое решение, это может осложнить. Наша партия поддерживает Алексея Навального, и мы естественно окажем ему любую помощь, связанную с процессом в Кирове. Наши сторонники уже собираются ехать в Киров, я получаю со всей страны сообщения из региональных отделений, что члены партии очень хотят приехать туда. Сторонники Алексея Навального, которые не являются членами партии, гражданские активисты, просто все люди, которые не равнодушны к будущему страны, понимают, что это такая точка, мимо которой нельзя пройти. Они готовы ехать в Киров, чтобы выразить ему поддержку публично.

Лобков: Модель партии без лидера была впервые опробована Прохоровым на «Гражданской платформе». Надо сказать, что недолго она продержалась в этом качестве, потому что Прохорову нужно было взять вожжи в руки, и когда были уже первые депутаты у этой партии, а депутаты туда приходили не путём выборов, потому что выборов ещё не было, а многие из них выходили из своих фракций… Например, в Петербурге такая ситуация была с фракцией «Яблоко», или их изгоняли, и они говорили, что они теперь депутаты от «Гражданской платформы». И они встречались с Прохоровым по этому поводу. У вас уже есть свои депутаты, как у Прохорова? Будете ли вы искать таких же раскольников, как Прохоров ищет в региональных, муниципальных законодательных собраниях?

Наганов: Мы целенаправленно не ищем никаких раскольников. Люди сами присоединяются к нам, и у нас есть депутаты органов местного самоуправления. Допустим, во Владивостоке, депутат городской Думы Владивостока Юрий Кучин, который выдвигался, как самовыдвиженец, победил, и сейчас он является членов центрального совета партии «Народный альянс». В Краснодарском крае у нас член совета регионального отделения депутат Игорь Коломийцев, депутат Краснодарской городской Думы. Также у нас был депутат законодательного собрания Вологодской области Евгений Доможиров, он и сейчас остаётся в партии, просто он перестал быть депутатом, потому что его лишили полномочий местные единороссы, наверное, по той же схеме, что и депутаты Гудкова, но только по другим основаниям – по сфабрикованному против него уголовному делу.

Естественно, у нас есть Леонид Волков, депутат Екатеринбургской городской Думы, который один из основателей партии. В целом, у нас большое количество предпринимателей, гражданских активистов, которые раньше не являлись  членами других партий, что особенно интересно. К нам присоединяются, в основном, новые люди, которые именно в декабре 2011 года почувствовали, что страна движется не в верном направлении, и дальнейшее молчание невозможно. Они долго искали, к какой же партии можно присоединиться, видимо, те, которые имелись до этого, их не устраивали. Но увидев «Народный альянс», они поняли, что это та партия, которая позволит реализовать их интересы.

Лобков: Но на какое-то время Навальному придётся возглавить официально партию, если речь идёт о региональных выборах, и вам нужно будет иметь паровоз, чтобы привести к существенным результатам?

Наганов: Мы в принципе не рассматриваем Алексея Навального именно как паровоза, но если бы он согласился войти в состав партии и возглавить  её, то я не вижу никаких препятствий к этому. Думаю, что после регистрации партии  вопрос может вновь появиться в повестке дня. Естественно у нас будет второй съезд партии после того, как она будет зарегистрирована. Там могут быть приняты какие угодно решения. Поживём – увидим.

Лобков: А в каких выборах вы намерены участвовать? Какие у вас ближайшие планы?

Наганов: Планы у нас – получить регистрацию партии и регистрацию более чем половины субъектов федерации региональных отделений к выборам, которые будут осенью этого года. Естественно, мы планируем закончить эту регистрацию до того, как будет объявлена избирательная кампания, чтобы мы получили право участвовать в этих выборах. Ориентировочно в начале июля мы хотели бы закончить  процесс регистрации, и тогда бы мы получили эту возможность выставлять своих кандидатов в любых регионах, на любых выборах.

Лобков: Ваш ближайший конкурент, как я понимаю, это «Гражданская платформа» Прохорова. Правильно я понимаю? То есть за новых людей конкурируете, в основном, вы и они.

Наганов: Не исключено.

Лобков: А вы будете больше на что рассчитывать, если этот закон о выборах будет всё-таки принят, и всё вовремя состоится – на тех, кто пойдёт по спискам, под флагом «Народного альянса» или на самовыдвиженцев, которые будут позже к вам переходить?

Наганов: Думаю, будем рассчитывать в равной степени на тех и на других. Естественно, люди сами хотят выдвигаться под флагом «Народного альянса». То есть нет такого, чтобы человек хотел выдвигаться, говорил: «Поддержите нас, а я уже сам», наоборот, они хотят выдвигать от «Народного альянса».

Лобков: Коль вы заговорили о Гудковых, судя по заявлению Геннадия Гудкова, к «Единой России» существует аллергия, а к такому новообразованию, как «Народный фронт», такой аллергии нет. Может ли случиться так, что вы станете членами «Народного фронта»?

Наганов: Это, конечно, исключено. Никто не испытывает подобных иллюзий по поводу «Народного фронта», что это та же «Единая Россия», только просто в другой обёртке. Этот ребрендинг, который фактически в дальнейшем может быть произведён, к этому я вижу, что всё и идёт, он не сможет повлиять на общественное настроение по всей стране.

Лобков: То есть вы думаете, что это пустая затея?

Наганов: Пустая.

Лобков: Потому что как раз многие из идей, которые, скажем так, в популистском спектре, вашей партии и «Народного фронта» где-то смыкаются.

Наганов: Если говорить о популистских идеях, которые выдвигают любые партии, они в любом случае могут смыкаться, но дело в том, что мы как раз не ставим перед собой популистских целей. У нас опубликована программа достаточно реалистичная, которую разрабатывал, в частности, секретарь центрального совета нашей партии Владимир Ашурков, он опытный профессионал в сфере экономики, финансов, известный политический деятель. И он знает, как лучше надо было всё изложить.

Лобков: Так или иначе, опыт трёх или четырёх выборов, которые проходили по новому закону, я имею в виду губернаторские, показали, что в тех случаях, когда ситуация выходит из-под контроля, это выборы в Брянске и выборы в Рязани, показали, что со всеми можно договориться. Кого-то можно снять с регистрации, кого-то можно отправить в сенаторы, как это было в Рязани. Вы будете выдвигать переговорные позиции или у вас будет принцип «всё или ничего»? Допустим, если идёт ваш кандидат, и он чуть-чуть отстаёт от кандидата партии власти, будете ли вы заключать альянс с партией власти?

Наганов: Я усомнился в том, что подобный компромисс был бы возможен, потому что он ударяет по репутации партии, как случилось в том же Брянске, когда начали сниматься конкурирующие кандидаты, которые до этого позиционировали себя, как оппозиционные, а потом они все снимаются фактически в поддержку губернатора. После этого что становится с репутацией регионального отделения?

Лобков: Или когда человек №2 в кои-то веки патриот России, прошёл на второе место и принимает пост сенатора, и таким образом, рокировочка заканчивается.

Наганов: Да, но естественно это не для нас вариант. Нам репутация дороже.

Лобков: Социальный состав. Кто сейчас, в основном, в партии?

Наганов: Как я уже подчеркнул, это предприниматели, малый и средний бизнес, просто неравнодушные гражданские активисты, которые работают на совершенно различных позициях, кто-то менеджером является, кто-то на производстве даже работает. Достаточно широкий спектр социального состава. Поэтому я склонен считать, что у нас действительно партия в полной мере соответствует названию - «Народный альянс», то есть все слои у нас представлены.

Лобков: Большой соблазн сейчас, когда есть такие лозунги, что большинство наших граждан против незаконной эмиграции, зачастую выступают  за введение визового режима со странами СНГ. Даже сегодня предложение одного из московских чиновников вводить въезд в Москву для Средней Азии по загранпаспортам.  Большое желание поспекулировать  на этих лозунгах, тем более, что Алексея Навального часто упрекали в великорусском шовинизме. Будете ли вы использовать национальный вопрос  в предвыборной кампании?

Наганов: Мы в принципе не собираемся акцентировать особое внимание на национальном вопросе, хотя мы считаем, что он важен, и мы будем уделять ему внимание. Но мы не ставим его в центральную повестку дня, как краеугольный камень. Мы уже неоднократно заявляли, что мы за введение визового режима с республиками Средней Азии. Наша позиция здесь уже достаточно чётко изложена, к ней можно добавить только то, что мы придерживаемся такой позиции не потому, что у нас какие-то националистические настроения, а просто из того, что мы видим реальную статистику, что половину преступлений в Москве совершают мигранты. Эти условия, в которых они живут, совершенно неприемлемы, воздействуют на экономику…

Лобков: То есть вашу партию можно будет назвать либерально-националистической?

Наганов: Я не могу точно сказать, но, скорее всего, националистической её нельзя назвать.

Лобков: Кстати, вы уже первые лозунги придумали для партии? Поскольку «жулики и воры» - это изобретение Навального.

Наганов: Мы продумывали их, уже на некоторых образцах нашей продукции было…

Лобков: Например?

Наганов: «Мы за прозрачную политику», «Мы – партия реальных дел», хотя это похоже на «Единую Россию».

Лобков: Очень похоже.

Наганов: Да, но дело в том, что у нас действительно реальные дела. У нас есть фонд борьбы  с коррупцией, проекты «РосПил», «РосЯма», «РосЖКХ», «РосВыборы». Это всё что ни на есть реальные дела, «РосУзник». У нас представители этих проектов  находятся в составе партии. И естественно, что эти проекты приносят пользу обществу уже сейчас.

Лобков: То есть фактически можно сказать, что партия будет соединение всех наработок этих проектов?

Наганов: Да, можно.

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски