Владимир Буковский: меня не лишали ни советского, ни российского гражданства, а в посольстве говорят, что подтверждений моего статуса нет

05/11/2014 - 17:09 (по МСК) Мария Макеева

Проживающий в Лондоне диссидент и правозащитник Владимир Буковский не может получить новый российский загранпаспорт. Газета «Коммерсантъ» сообщила о том, что в консульском отделе посольства России в Великобритании Буковскому отказали в переоформлении загранпаспорта, ссылаясь на ошибки 90-х годов, когда люди получали паспорта без «должного оформления гражданства».

В своё время Владимир Буковский, писатель, учёный-нейрофизиолог, был одним из основателей диссидентского движения в СССР. В общей сложности он провёл в тюрьмах и на принудительном лечении 12 лет. В 1976 году советские власти обменяли Буковского на лидеры чилийских коммунистов Луиса Корвалана. В то время оба стали героями известной частушки: «Обменяли хулигана на Луиса Корвалана». Корвалан скончался четыре года назад в Сантьяго. Буковский живёт в Кембридже, в 2000-е он стал активно встречаться с российской оппозицией, а в 2007-м даже пытался выдвинуть свою кандидатуру на пост президента России (его не зарегистрировал Центризбирком). По данным «Коммерсанта», даже после высылки из СССР Буковского не лишали советского гражданства, в 1992 году он получил российских паспорт и несколько раз приезжал сюда.

Сам Владимир Буковский прояснил все подробности этой коллизии Марии Макеевой.

Макеева: Расскажите историю, которая с вами происходит последние месяцы. Я так понимаю, в марте вы обратились в посольство в Лондоне, чтобы переоформить паспорт?

Буковский: Да, в марте. Ну вообще история с моим гражданством тянется с 1976 года. Власть так до конца не решила, что со мной делать. В 1976 году меня не лишили гражданства советского, а выдали паспорт советский для проживания за границей на 5 лет. Но я этим паспортом не пользовался, потому что он был поддельным. КГБ не имело моей нормальной фотографии, только тюремной, поэтому они на этой фотографии пририсовали мне волосы, костюм с галстуком. С поддельным паспортом я ездить не хотел. Попросил швейцарцев, я был в Швейцарии, дать мне какой-нибудь для путешествий документ. Они мне и дали. Потом я его сменил на английский, позже получил и английское гражданство. Но советского гражданства меня никто никогда не лишал.

Макеева: Кстати, это удивительный момент. Вы не считаете? Учитывая громкость вашей истории, это было бы для советских властей логично. Как вы считаете, почему этого не было сделано?

Буковский: Вы знаете, я не знаю, почему они не лишили меня гражданства. Они лишили почти всех тогда: и Максимова, и Некрасова, и Ростроповича, и Солженицына, и Бог знает кого. Я думаю, что, скорее всего, забыли. Выслали – из глаз долой из сердца вон – и забыли. В 1992 году я был в Москве на процессе КПСС в Конституционном суде. Меня пригласил к себе председатель комиссии по гражданству РФ тогдашний и торжественно объявил, что мне российское гражданство восстановлено. Вручил мне сертификат на эту тему. А позднее в декабре уже в Лондоне мне выдал этот паспорт тогдашний посол России в Лондоне Борис Панкин.

Я с этим паспортом ездил в Россию один раз – в 1993 году. Потом я не знаю, что с ним делать. Думал отказаться, но мне объяснил Панкин, что нет процедуры выхода из гражданства, в новом тогдашнем законе она не была прописана. Я про это и забыл, он у меня где-то лежал. В 1996 году  тогдашний один из коммерческих банков «Инкомбанк» хотел пригласить меня на свою какую-то годовщину в Москву. Я говорю: «Мне визовая поддержка нужна, у меня английский паспорт», - «Ничего, это мы сделаем». Оказалось, что это не так просто, через пару недель звонили мне, говорили: «Не дает МИД», так я и не поехал.

Через пару лет телевидение делало программу о моем обмене, хотели, чтобы я приехал, поучаствовал в студии. Опять та же история. По английскому паспорту они мне не давали визу вначале. Потом в 2007 году в связи с выдвижением на выборах мне понадобился паспорт – надо ездить, и тогда власти сказали: «Ну у него же есть российский паспорт, пусть его продлит, и все будет в порядке». И действительно в 2007 году никаких препятствий мне не чинилось, я пришел в российское консульство, и буквально за полчаса оформили продление паспорта. С этим паспортом я ездил в 2007 и в 2008 году. Последний раз был в 2010 году.

Макеева: В российском консульстве в Лондоне говорят, что не могут оформить новый паспорт, потому что нет ни одного старого предъявленного.

Буковский: Я предложил старый паспорт просроченный.

Макеева: Вы его показывали, предъявляли этот документ?

Буковский: Конечно.

Макеева: Они утверждают, что вы пришли без каких-либо документов.

Буковский: Ничего подобного, я принес им паспорт. Они, кстати, не просили паспорт, им нужна была копия. Я сделал копию. У меня сейчас на руках этот паспорт.

Макеева: Сейчас вокруг этого все так завертелось, посольство даже выпустило специальную реляцию у себя на сайте по поводу того, чего они так медлят и прочее. Я только что говорила в эфире с главой Совета по правам человека Михаилом Федотовым на эту тему, уже и к Лаврову обращение, к министру иностранных дел России, чтобы он взял это дело на контроль. И мне кажется, что сейчас посольство признается в том, что как-то немножко ошиблось, и сейчас очень просто прийти с этим паспортом в посольство и получить новый паспорт. Вы попробуете это сделать?

Буковский: Понимаете, мне в голову не пришло, что может быть проблема, это они говорят, что нужно теперь подтверждать гражданство. Это мне сказали в марте, в этом году я к ним пришел. Они говорят, что просто так теперь паспорт не продлевается, если он истек, то есть процедура подтверждения гражданства. Говорят: «Напишите заявление, дайте такие копии, сякие копии», все это я им дал, абсолютно все. Обещали через два месяца разобраться.

До октября никаких сведений от них не было, а в октябре я просил знакомых в Лондоне выяснять, потому что мне из Кембриджа ездить тяжело, я вообще мало теперь подвижен. Им объяснили, что не нашли никаких в архивах подтверждений, что ему давалось гражданство. То есть технически у меня нет теперь российского гражданства. Я хочу вам сказать, чтобы не было недоразумения, я никуда не рвусь, ездить в Россию я не собирался, но правовой статус мне надо выяснить, есть ли у меня российское гражданство или его нет. Это немаловажно и для каких-то дел здесь, двойное у меня гражданство или не двойное. Я хотел просто выяснить свой правовой статус.

Что касается подтверждений того, что мне российское гражданство было дано, у меня их очень много. Во-первых, в комиссии по гражданству в 1992 году участвовал Владимир Войнович, и он мне сам рассказывал, как этот вопрос обсуждался, и как было решено мне дать гражданство. Вы у него можете спросить, он живет в Москве. Во-вторых, Борис Панкин, который теперь живет в Швеции, он может рассказать, на основании чего он выдавал мне паспорт в 1992 году. Кроме того, я думаю, я найду этот сертификат, он мне не был нужен много лет, но где-то в бумагах он лежит. 

Фото: РИА Новости

Другие выпуски