Виталий Портников: #€вромайдан начнется у памятника Тарасу Шевченко, который был первым украинским европейцем

24/11/2013 - 12:48 (по МСК) Павел Лобков

Публицист и телеведущий Виталий Портников рассказал ДОЖДЮ, как на Украине проходит «Евромайдан» – серия акций против отказа правительства от евроинтеграции.

Лобков: Сегодня мы видели, что совсем немного людей на Крещатике. Что это значит? Будет ли этот «Евромайдан» аналогичен тем массовым красочным выступлениям, которые были в 2004 году?

Портников: Я не проводил бы прямых параллелей между теми акциями, которые сейчас разворачиваются на Майдане и Оранжевой революцией. Оранжевая революция была связана прежде всего с президентскими выборами в Украине. К фальсификациям оппозиция готовилась заблаговременно. Было очевидно, что люди, которые тогда пришли на Майдан, понимали всю опасность фальсификаций выборов и прихода к власти кандидата, который не был избран большинством. Когда этот кандидат действительно пришел к власти, мы увидели всю правомерность опасений тогдашних демонстрантов. Нынешний «Евромайдан» – это акция стихийная, скорее, связанная с инициативами в социальных сетях. А вот митинг, который проведет сегодня украинская оппозиция, также готовился заблаговременно, еще до решения украинского правительства об отказе от курса на европейскую интеграцию было принято решение о проведении митинга. В этом смысле оппозиции просто повезло, потому что она начала широкую работу по проведению мероприятия еще до  момента, когда Виктор Янукович принял решение не идти в Европу. Действительно, сегодня мы видим, каково число реальных сторонников европейского выбора Украины. И нужно учитывать, что власть сделает все возможное, чтобы меньше людей прибыло в Киев. Сколько людей выйдет в самой столице на это шествие, которое пройдет в 12 часов от памятника Тарасу Шевченко к Европейской площади. Очень символично: от памятника человеку, который написал разрушительные стихи о Российской Империи, о стране, где «от молдованина до финна на всех языках все молчат», впрочем, как и сейчас в нынешней России, до Европейской площади, которая является символом грядущей европейской интеграции.

Лобков: После самого решения парламента отказаться от дальнейших переговоров появились разные спекуляции. Намекалось на некую встречу, которая 9 ноября произошла между Путиным и Януковичем, Путин что-то такое важное сказал, что заставило весь политический курс из многомесячного охлаждения между Россией и Украиной изменить на 180 градусов. Есть ли какие-то спекуляции на Украине? Что такого важного Путин мог сказать Януковичу?

Портников: Я согласен с тем, что это решение формально правительства, но в этой стране ни правительство, ни парламент никаких решений не принимают. В этой стране все решения принимаются в единственном кабинете – в кабинете президента. Виктор Янукович использует Владимира Путина, чтобы не выполнять те условия, которые выдвигает ему Европейский союз. Это условие известное и связано с необходимостью принятия законов, которые могут помочь более цивилизованному курсу и освобождению главного политического противника Януковича Юлии Тимошенко, которая находится в заключении по политически мотивированным обвинениям. Виктор Янукович одновременно использует Европейский союз, чтобы получить деньги Владимира Путина, чтобы наполнить обескровленный украинский бюджет и спасти Украину от неминуемого экономического и социального краха. Возникает только вопрос, будет ли готов Владимир Путин давать Виктору Януковичу деньги после того, как наступило европейское фиаско, и способны ли граждане Украины заявить о своем стремлении к европейской интеграции. По моему мнению, реальная интеграция возможна только после того, как к власти придет действительно европейски интегрированная власть. С самого начала идея, что власть, не разделяющая европейских принципов и ценностей, может подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом, я считал опасной иллюзией. Сейчас иллюзия рассеивается в киевском тумане.

Лобков: Тогда у Януковича не будет никакого реноме ни среди европейских политиков, которые очень разочарованы. С другой стороны, если он так легко дает себя убедить своим русским партнерам, это значит, что он становится очень уязвимым и для давления по газу, и для давления по Таможенному союзу. Таким образом, у него получается дважды проигрышное положение.

Портников: Мне кажется, Виктор Янукович не будет соглашаться на российские условия, он продолжит маневрировать. Украинское политическое руководство почему-то убеждено, что оно сможет обмануть всех.

Другие выпуски