Уличные дилеры украли у ученых формулы будущих лекарств. Что такое спайсы на самом деле

09/10/2014 - 21:39 (по МСК) Павел Лобков

Калужские наркополицейские, сообщает «Интерфакс», провели крупномасштабную операцию по пресечению торговли курительными смесями, – сообщает группа информации и общественных связей УФСКН России по Калужской области. Такие сообщения теперь приходят пачками: почему эту войну объявили именно сейчас, каковы ее политические цели – это одно, а вот, что такое – эти загадочные спайсы? Для меня история спайсов – это история о том, как уличная наркомания может сгубить целое направление в науке.

Полную версию выпуска смотрите здесь.

Основные компоненты курительных смесей – так называемые синтетические каннабиноиды – вещества, действующие так же, как одно из активных веществ марихуаны, но гораздо сильнее. Большая их часть шифруется с пометкой HU – HebrewUniversity, так получилось, что я много лет знаком с выдающимся химиком Рафаэлем Мешуламом, из лаборатории которого в Еврейском университете Иерусалима к подпольным химикам утекли формулы новых опасных наркотиков. Ученые с безупречной репутацией стали создателями спайсов поневоле.

Павел Лобков пообщался с известным химиком Рафаэлем Мешуламом по скайпу.

Но HU‑210,как и СP47497 из лабораторий компании Pfizer утекли и стали ключевыми компонентами так называемых курительных смесей. Причем, без всякого криминала. Как пояснил Мешулам, в научных статьях он должен публиковать формулу вещества, а подпольные химики‑любители без труда синтезируют это и выбрасывают на рынок. А теперь, говорит профессор, из‑за полицейского оживления вокруг спайсов притормозились исследования производных конопли, которые он сам начал еще в 70‑е годы.

84‑летний Рафаэль был первым, кто выделил из гашиша действующее вещество – тетрагидроканнабиол, и первым, кто обнаружил, что рецепторов к нему не один, а два. Для этого понадобилось создать тысячи формул, которые блокировали или один, или другой рецептор. И теперь, не по вине ученого, эти лабораторные инструменты оказались в руках уличных дилеров, как хирургический скальпель может оказаться в руках убийцы.

Мозговой медиатор, действие которого имитирует конопля, Мешулам назвал анандамид – от санскритского ананда, что значит «счастье». Еврейского слова не нашлось: «У нас, у евреев, нет привычки быть счастливыми», – шутит Рафаэль. И теперь нет причин вдвойне. Лекарства против болезни Альцгеймера, дегенерации сетчатки, последствия мозговых травм и параличей – работы над ними сильно осложнились из‑за эпидемии спайсовой наркомании.

Другие выпуски